Арттерапия

Арттерапия входит в систему комплексной психосоциальной помощи, которую получают члены нашей организации, и занимает в ней важное место. Участники реабилитационной программы с удовольствием посещают арттерапевтические занятия, проводимые в организации с 2008 года до настоящего времени. 

Об эффективности и особенностях этого метода рассказывает Лейла Мусаферовна Алиева – медицинский психолог, младший научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья».

Арттерапия  – один из видов психотерапии, особенностью которого является использование для исцеления художественных приемов и собственной творческой деятельности пациентов. Арттерапия «лечит без острой боли», поскольку в ней много игры, творчества, а значит и удовольствия. Она развивает креативность (творческую одаренность), стимулирует экспрессию (выплеск эмоций – страха, тревоги, обиды и др.), апеллирует к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека, способствует притоку эмоциональности к проблеме – и все это является терапевтическими факторами.

Для участников занятий это эффективный и безопасный способ изучения своего внутреннего мира, своих поступков и мотивов, поскольку используемые приемы позволяют человеку увидеть в своем творчестве некий смысл и осознать его связь с состоянием своего внутреннего мира и жизненным опытом. Этому способствует богатство художественных образов, символов и метафор. Как только человек начинает рисовать или выполнять другое творческое задание, появляются образы и символы. Это продукт внутренней бессознательной работы, о которой он нередко даже не подозревает. 

Любое произведение, которое создает пациент в ходе занятий – рисунок, поделка из глины, сказка, мелодия и пр. – является своего рода метафорой его жизни, сжатой образной информацией о том, как человек себя чувствует и проявляет. Это можно использовать в терапевтической работе, а также для развития личности и личностного роста.

Арттерапевтические сессии могут быть как индивидуальные, так и групповые. На групповых занятиях арттерапевт стремится помочь участникам понять созданные ими образы и метафоры и вместе с ними увидеть, что именно нужно сделать для устранения существующих проблем. Ведущий учит участников вербализовать (проявлять и проговаривать) свои эмоции и чувства, совместно с участниками разбираются внутриличностные и межличностные конфликты, сложности в общении. 

Арттерапевтичесие занятия способствуют улучшению социальной адаптации пациентов.

Арттерапия успешно сочетается с другими психотерапевтическими подходами, которые мы используем в своей работе для  развития и коррекции эмоциональных, когнитивных, коммуникативных особенностей личности. Многолетний опыт работы нашей организации и наши исследования по оценке результатов комплексной реабилитационной программы (включая арттерапию) показывают, что участие в ней вызывает высокую удовлетворенность от занятий, помогает стабилизировать психическое состояние, продлить ремиссию, повысить ее качество, в ряде случаев принять болезнь, начать лечиться. Улучшаются коммуникативные навыки и социальная адаптация. Отмечаются развитие личности, повышение самооценки, большая сплоченность членов организации, их готовность прийти на помощь друг другу.

Как проходят наши занятия

Существует большое разнообразие арттерапевтических методов и техник: сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, цветотерапия, маскотерапия, фототерапия, кинотерапия, лепка из глины, использование рисунков и др.

На наших занятиях основными техниками являются рисуночные техники, лепка и сказка. Занятия проходят раз в неделю в открытой группе, состоящей примерно из 15 человек. Возраст участников от 20 лет и старше. Длительность занятий – полтора часа. Поскольку группа открытая и ее состав непостоянный, используется, главным образом, тематический вариант работы.

Основные цели наших занятий – развитие креативности участников, изучение ими собственного внутреннего мира, понимание своих чувств и потребностей, снижение эмоционального напряжения и тревожности, повышение сензитивности (способности понимать чувства и потребности других людей), развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных навыков и формирование способов социального взаимодействия. 

Каждое занятие обычно состоит из трех основных частей: вступительной, основной и заключительной. В начале занятия участники приветствуют друг друга, делятся своим настроением, рассказывают об одном значимом и хорошем событии, которое произошло в течение недели. Такое приветствие создает дружескую, доверительную атмосферу и побуждает членов группы к большей открытости. Это помогает снять эмоциональную напряженность, дает возможность индивидуальной и групповой рефлексии.

В основной части занятия участникам дается определенная тема, которую они раскрывают, используя различные материалы: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, пластилин. Рисунок или лепка помогают в исследовании собственного внутреннего мира, в самовыражении, в снижении эмоционального напряжения, тревожности и в решении многих других задач. 

Затем происходит обсуждение участниками своих работ. Каждый рассказывает о своей творческой работе, делится впечатлениями, мыслями, чувствами в свободной форме или посредством обратной связи с ведущим и членами группы. Это помогает лучше понять свое внутреннее состояние, сосредоточиться на своей жизни, чувствах и поиске путей выхода из трудной ситуации.

Занятие завершается чтением и обсуждением притчи – короткого рассказа, который содержит простую жизненную мудрость. В таких притчах рассказывается о доброте, милосердии, ответственности, терпении или уважении – и  это заставляет задуматься о том, насколько важными в жизни являются такие качества. 

Основные тематические блоки

Тематический блок «О чем говорят мои чувства» способствует рефлексии собственного состояния, лучшему пониманию себя и своих желаний, развитию навыков в распознавании и осознанном выражении своих чувств и аффектов. На занятиях участники выполняют следующие упражнения из этого блока: «Мандала», «Образы и краски неба», «Дерево чувств», «Времена года» и др. В процессе занятий участники отмечают, что рисунок дает им возможность увидеть свое состояние со стороны, по-новому оценить происходящее, снизить напряжение и улучшить настроение.

Тематический блок «Внутренние и внешние ресурсы» направлен на выявление жизненных ценностей, развитие навыков в преодолении трудностей; осознание своего внутреннего потенциала и барьеров, препятствующих самораскрытию. Помогает оценить свои возможности и увидеть ограничения, вызванные болезнью. Такие упражнения как «Познание», «Человек под дождем», «Сила», «Мое имя», «Талисман» «Я и мое дело» способствуют осознанию своих особенностей, возможностей и способов самореализации.

В ходе занятий участники видят, что использование внутренних ресурсов (внимательность к себе, доброжелательность, терпение, чувство юмора, умение прощать) способствует лучшему взаимопониманию с другими. А целеустремленность, вера в себя, стремление к саморазвитию помогают стать более успешным в жизни. Большую поддержку можно обрести, используя внешние ресурсы, такие как семья, друзья, хобби, интересная работа, любимые места. По словам некоторых участников, такая работа над собой помогает справляться с чувством одиночества, неуверенностью и страхами.

Тематический блок «Коммуникация» направлен на развитие навыков общения, развитие сензитивности, умение понимать другого человека, принимать и оказывать поддержку. На занятиях участники выполняют такие упражнения как «Семья сказочных героев», «Помоги растению», «Зоопарк», «Дружественная ладошка», «Диалог», которые помогают осваивать разные виды взаимодействия друг с другом. Это позволяет участникам более свободно, непринужденно и творчески взаимодействовать, приобретая новый опыт в общении.

Тематический блок «Мое будущее» позволяет задуматься о своем будущем, реальных и потенциальных возможностях, самореализации, способах и методах достижения целей. Упражнения «Дорога», «Мост», «Двери», «Иллюстрация к следующей главе моей жизни» направлены на понимание своих достижений и осознание пока нереализованных способностей, желаний и намерений. Предлагаемые темы позволяют участникам лучше понять значимость настоящего момента жизни, увидеть направление и способы продвижения по жизни. 

Особенности работы в открытой группе

Поскольку группа является открытой и на занятии могут присутствовать новые участники, каждое отдельное занятие является независимым и целостным. Это достигается завершенностью каждого тематического упражнения.

Участники по желанию могут побывать в роли ведущего группы и провести занятие на собственную тему, чтобы поделиться с другими своими знаниями, навыками и жизненным опытом. Подготовка и проведение «своего» занятия помогает почувствовать большую уверенность в себе, преодолеть стеснительность и тревогу, взять на себя ответственность, раскрыть свои творческие и организаторские способности. Ведущий группы всегда оказывает необходимую помощь в подготовке и проведении такого занятия: совместно обсуждается тема, формат проведения занятия, его содержание. Тематика занятий, подготовленных участниками самостоятельно, отличается разнообразием: «Народная мудрость в пословицах и поговорках», «Легенда о Туранской розе», «Жизнь реки», «Азбука: окна с востока».

 В течение года несколько занятий посвящаются коллективному просмотру документальных фильмов о красоте природы. Благодаря фильмам «Океаны», «Птицы», «Микрокосмос» стало возможным увлекательное путешествие в фантастический и волшебный мир, окружающей нас природы. Участники совместного просмотра не только узнали что-то новое и интересное, но и вместе обсудили свои чувства и переживания, вызванные фильмами.

Иллюстрации к занятиям

Рисуночное упражнение «Мой внутренний целитель» из блока «Внутренние и внешние ресурсы» помогает в понимании своих внутренних возможностей, в развитии уверенности в своих силах, в осознании ответственности за свою жизнь.

«У каждого из нас есть опыт самопомощи, самоподдержки, когда мы сами себе помогли, сделали для себя что-то хорошее, приятное. Наш опыт говорит о том, что у нас есть возможности, чтобы постоять за себя, защитить, улучшить свое настроение и самочувствие. В каждом из нас как бы живет «целитель», который готов прийти к нам на помощь.

Сегодня мы попробуем понять, какой он, этот «целитель». Изобразите на бумаге вашего внутреннего «целителя», так, как подскажет вам ваше воображение. Это может быть какой-то образ, символ или даже сочетание разных цветов.

Важно помнить о своем «целителе» и обращаться к нему, когда это необходимо. Когда вы будете вспоминать о нем, у Вас будет появляться уверенность, спокойствие, легкость, сила. Когда завершите рисунок, можете дать имя своему «целителю».

Завершив задание, участники обсуждали по кругу свои рисунки, делились чувствами и мыслями, возникшими во время создания образа «целителя». В качестве «целителя» кто-то из участников изобразил ангела, кто-то выбрал воина, кто-то фею, а кто-то большое любящее сердце и солнце. Участники говорили о важности самопомощи, наличии практически у каждого внутренних исцеляющих ресурсов, большого запаса способностей, сил и знаний.

Рисуночное упражнение «Опора» из блока «Внутренние и внешние ресурсы» позволяет оценить наличие не только внутренних, но и внешних ресурсов и форм поддержки. Осознание того, что в жизни есть разные виды «опор» способствует укреплению уверенность в себе, внутренней защищенности, уменьшению страхов и тревог перед жизнью.

«Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». С чем у вас ассоциируется такое понятие как опора? У здания есть фундамент, у растения – корни, для тела опорой является позвоночник. Когда ребенок рождается и растет, он находит опору в своих родителях. Затем количество его опор может увеличиваться, расширяться и меняться. Это друзья, любимое дело, отношения с людьми и т.д. С возрастом опоры меняются – одни появляются, другие исчезают. Вопрос: «Что укрепляет вас в вашей жизни? На что вы можете опереться в себе самом и во внешнем мире?» Подумайте об этом.

Во время группового обсуждения рисунков в качестве внешних ресурсов были названы семья, наша организация «Семья и психическое здоровье», друзья, спорт, лекарства, любимое дело, книги, музыка, свой собственный внутренний настрой, религия. В процессе занятия участники начинают понимать, как много поддержки можно обнаружить в окружающем мире и в самом себе. 

Вот еще один пример занятия: рисуночное упражнение «Оркестр» из тематического блока «Я и мое сообщество». Оно способствует лучшему пониманию себя, развитию навыков взаимодействия, групповой сплоченности, пониманию своего мести и роли в группе и в жизни.

«Давайте представим, что наша группа – это оркестр, состоящий из разных музыкальных инструментов. Подумайте, какой инструмент Вам больше нравится, или какой инструмент напоминает Вам себя, какова Ваша роль в оркестре? Нарисуйте свой инструмент. Подумайте, какой Ваш инструмент по своим свойствам, характеру, звучанию. О чем может рассказать Ваш инструмент и его музыка?».

 После того как участники нарисовали свои инструменты (это были скрипки, фортепиано, барабан, флейта, гитара, баян и др.), ведущий группы предлагает участникам, не показывая своего рисунка, рассказать об особенностях своего инструмента, о его роли в оркестре. Остальные участники должны понять, что это за инструмент. В групповой дискуссии участники высказывают свои мнение о том, каких инструментов не хватает в оркестре, звучание каких инструментов нравится больше и почему, кто как себя чувствует в оркестре. Обсуждение продемонстрирует сплоченность членов организации, терпимость по отношению к другим, доброжелательность и доброту. В конце занятия получается настоящий «оркестр», в котором каждый участник уникален, его инструмент обладает своим собственным звучание, он хочет, чтобы его слушали и слышали.

Занятия с художником В.Ф. Животяговым

Формированию художественных навыков способствовали творческие встречи участников арттерапевтических занятий с художником Василием Федоровичем Животяговым (на фото в центре). Эти встречи проходили регулярно в течение нескольких лет (с 2015 по 2019 год) и надолго запомнились.  

В.Ф. Животягов состоит в Творческом союзе художников России, является членом Международной федерации деятелей искусств, принимал участие в десятках художественных выставках в России и за рубежом. В его творчестве проявляется стремление открыть людям красоту духовного мира и присутствие Божественного начала. Художника отличает стремление запечатлеть процесс одухотворения материи, его картины имеют глубокий философский смысл. Участникам встреч с художником особенно понравились его картины «Сошествие Святого Духа», «Воскрешение», «Мать Вселенная», «Благословение», «Свет Несущие», а также полотна, на которых воссозданы разрушенные храмы и монастыри, отображена история России.

Мудрость в притчах

Притча «Анютины глазки» показывает, что мы нужны миру такие, какие мы есть. Каждый из нас является неповторимым и уникальным! Каждый из нас может быть только самим собой. Когда мы смотрим не на то, чего не достает, а видим то, что есть, ценим это и плодотворно используем, мы можем стать более счастливыми. Поэтому важно разглядеть свою красоту, возможности и предназначение. Говорят, что самый богатый человек – тот, кто удовлетворен собой и своей жизнью.

Анютины глазки

Один король вышел в свой сад и обнаружил увядающие и гибнущие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что умирает, потому что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король узнал, что она засыхает, так как на ней не рождаются замечательные грозди, как у винограда. А виноград умирал, потому что не мог цвести так, как роза. Затем король посмотрел на анютины глазки. Они были свежими и благоухающими. «Вы всем довольны?» – спросил он. И цветы ответили: «Мы считали само собой разумеющимся, что, когда Вы сажали нас, Вы хотели видеть здесь именно анютины глазки. Если бы на этом месте Вы захотели увидеть дуб, виноград или розу, Вы посадили бы их. Поэтому мы подумали: поскольку мы не можем быть ничем, а только тем, что мы есть, мы будем стараться быть этим в меру своих сил».

Притча «Три сита» учит мудрости и тому, как различать хорошее и плохое, благодатное и вредное, полезное и пустое и сделать правильный выбор. 

Три сита

К Сократу прибежал человек.
– Слушай, Сократ я должен тебе сказать, что твой друг…
– Подожди-подожди, – перебил его Сократ,  Просеял ли ты то, что хочешь сказать, через три сита?
– Какие?
– Первое  это сито правды. То, что ты хочешь сказать, правда?
– Не знаю. Я так слышал.
– А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Ты хочешь мне сказать что-то доброе?
– Не знаю. Наверное, нет.
– Ну, тогда просеем еще через третье сито. Так ли необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел?
– Нет. Необходимости в этом нет.
– А значит, – сказал мудрец, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, оставь это. Не обременяй этим ни меня, ни себя. 

Приглашаем членов организации на занятия по арттерапии и выражаем самые лучшие пожелания в виде небольшой притчи:

«Однажды мальчика спросили, как он научился так хорошо кататься на коньках. Он ответил: «После каждого падения я опять вставал на ноги». 

Вера в себя – первый секрет успеха. Она приходит по мере того, как Вы снова и снова поднимаетесь!