Арттерапия

На этой странице сайта мы проинформируем наших читателей о том, как проводится в  нашей организации  арттерапия, и расскажем немного об этом методе. Арттерапия с 2008 г. входит в систему комплексной психосоциальной помощи, которую получают  члены нашей организации, и занимает в ней важное место.  Эти занятия с удовольствием посещают участники реабилитационной программы.

Арттерапия является одним  из видов психотерапии, особенностью  которого  является использование для исцеления художественных приемов и собственной творческой деятельности пациентов (или клиентов). Арттерапия «лечит без острой боли», поскольку  в арттерапии много игры, творчества,  а значит и удовольствия. Арттерапия развивает креативность (творческую одаренность), стимулирует экспрессию (выплеск эмоций – страха, тревоги, обиды и др.), апеллирует к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека, способствует  притоку эмоциональности к проблеме – и все это является терапевтическими  факторами!

Это эффективный и безопасный способ изучения своего внутреннего мира, своих поступков и мотивов, поскольку арттерапия  предполагает использование определенных  методических приемов, которые позволяют человеку увидеть в своей творческой деятельности некий смысл и осознать его связь с состоянием своего внутреннего мира и жизненным опытом. В арттерапии этому способствует богатство художественных образов, символов и метафор. Как только человек начинает рисовать или выполнять любую творческую деятельность, появляются образы и символы. Это продукт внутренней бессознательной работы, о которой он в ряде случаев даже не подозревает. Любое произведение, которое создает пациент в ходе занятий (рисунок, слепок из глины, сказка, музыкальный звук и прочее),  является  своего рода метафорой его жизни, т.е., образной сжатой информацией о том, как человек себя чувствует и проявляет. Это можно использовать в терапевтической работе, а также для развития личности и личностного роста. Можно проводить арттерапевтические сессии для отдельных пациентов (клиентов), можно работать и с группой пациентов.

На групповых занятиях арттерапевт стремится помочь участникам понять созданные ими образы и метафоры и вместе с пациентами (или клиентами)  увидеть, что именно нужно сделать для решения существующих проблем. Ведущий группы учит участников вербализовать (проявлять и проговаривать) свои эмоции и чувства, совместно с участниками разбираются внутриличностные и межличностные  конфликты, сложности в общении, все это  способствует улучшению социальной адаптации.

Данное направление работы успешно сочетается с другими психотерапевтическими подходами, которые мы используем в своей работе для   развития и коррекции  эмоциональных, когнитивных, коммуникативных особенностей личности.  

Пятилетний опыт работы и наши исследования по оценке результатов  комплексной  реабилитационной программы (включая арттерапию) показывают, что участие в ней вызывает высокую удовлетворенность от занятий, помогает стабилизировать психическое состояние, продлить ремиссию,  повысить ее качество, в ряде случаев принять болезнь, начать лечиться. Улучшаются коммуникативные навыки и социальная адаптация. Отмечаются развитие личности, повышение самооценки, большая сплоченность членов организации, их готовность прийти на помощь друг другу.

Существует  большое разнообразие арттерапевтических методов и техник: сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, цветотерапия, маскотерапия, фототерапия,  кинотерапия, лепка из глины, использование рисунков  и др.

На наших занятиях основными техниками являются рисуночные техники, лепка и сказка.  Занятия проходят 1 раз в неделю в открытой группе, состоящей из 10 –  20 человек. Возраст участников от 20 лет и старше. Длительность  занятий – 1,5 часа. Поскольку группа открытая и ее состав непостоянный, используется, главным образом, тематический вариант работы.

На занятиях мы ставим следующие цели: развитие креативности участников,  изучение  ими собственного внутреннего мира, понимание своих  чувств и потребностей, снижение эмоционального напряжения и тревожности, повышение сензитивности (способности понимать чувства и потребности других людей), развитие уверенности в себе, развитие  коммуникативных навыков и формирование способов социального  взаимодействия. 

Каждое занятие структурировано и предусматривает три основные части:

1. Вступительная часть.

В начале занятия участники приветствуют друг друга, делятся своим настроением, рассказывают об одном значимом и хорошем событии, которое произошло в течение недели. Такое приветствие создает дружескую, доверительную атмосферу и побуждает членов группы к большей открытости. Это помогает им снять эмоциональную напряженность, дает возможность индивидуальной и групповой рефлексии.

2. Основная часть.
2.1. Рисунок или лепка на определенную тему для исследования собственного внутреннего мира, а также самовыражение, снижение  эмоционального напряжения, тревожности, решение др. задач. Используются различные материалы: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, пластилин.

2.2. Обсуждение участниками своих работ.  Участники рассказывают о своей творческой работе, делятся впечатлениями, мыслями, чувствами в свободной форме или посредством обратной связи  с ведущим и членами группы. Это помогает лучше понять свое внутреннее состояние, сосредоточиться на своей жизни, чувствах и поиске путей выхода из трудной ситуации. Все это улучшает социальную адаптацию человека.

3.Заключительная часть.
Занятие завершается чтением и обсуждением притчи – короткого  рассказа, который содержит простую жизненную мудрость. Если,  например, в притче рассказывается о доброте, милосердии, ответственности, терпении или уважении –  это заставляет задуматься о том, насколько важными в жизни являются такие качества. 

В арттерапевтической программе мы выделяем следующие тематические блоки: «О чем говорят мои чувства», «Внутренние и внешние ресурсы», «Мое будущее», «Коммуникация» и  многие другие.

Так, например, тематический блок «О чем говорят мои чувства» способствует рефлексии собственного состояния,  лучшему пониманию себя и  своих желаний, развитию навыков в распознавании и осознанном выражение своих чувств и аффектов. На занятиях участники выполняли следующие  упражнения из этого блока: «Мандала», «Образы и краски неба», «Дерево чувств», «Времена года» и многое другое. В процессе занятий участники отмечали, что рисунок дает  им возможность  увидеть свое  состояние со стороны, по-новому оценить происходящее, снизить напряжение и улучшить настроение.

Тематический блок «Внутренние и внешние ресурсы»  направлен на выявление жизненных ценностей, развитие навыков в преодолении трудностей, осознание своего внутреннего потенциала, барьеров, препятствующих самораскрытию, оценку своих возможностей и понимание ограничений, вызванных болезнью. Такие упражнения, как «Познание», «Человек под дождем», «Сила», «Мое имя», «Талисман» «Я и мое дело»,  способствовали осознанию своих особенностей, возможностей и способов самореализации.

Участники поняли, что использование  внутренних ресурсов (внимательность к себе, доброжелательность, терпение, чувство юмора, умение прощать) способствует лучшему взаимопониманию с другими. А целеустремленность, вера в себя, стремление к саморазвитию помогает стать более успешным в жизни. Большую поддержку  в жизни можно обрести, используя внешние ресурсы,  такие как семья, друзья, хобби, интересная работа, любимые места. По словам некоторых участников такая поддержка помогает справляться с  чувством одиночества, неуверенностью и  страхами.

Тематический блок «Коммуникация» направлен на развитие навыков общения, развитие сенситивности, умение понимать  другого человека, принимать и оказывать поддержку. На занятиях участники, выполняли такие  упражнения,  как «Семья сказочных героев», «Помоги растению», «Зоопарк», «Дружественная ладошка», «Диалог». Каждое из предложенных упражнений помогало осваивать разные виды взаимодействия  друг с другом. Это позволило участникам  более свободно, непринужденно и творчески взаимодействовать,  приобретая новый опыт  в общении.

Тематический блок «Мое будущее» позволял задуматься о своем будущем, реальных и потенциальных возможностях, самореализации, способах и методах достижения целей. Упражнения «Дорога», «Мост», «Двери», «Иллюстрация к следующей главе моей жизни» были  направлены на понимание своих достижений, а также пока нереализованных способностей, желаний и намерений.  Предложенные темы позволили участникам лучше понять значимость настоящего момента жизни, а также направление  и способы продвижения по жизни. 

Особенности работы 

1. Поскольку группа является открытой и на занятии могут присутствовать новые участники, каждое отдельное занятие является независимым и  целостным. Это достигается завершенностью каждого тематического упражнения и  занятия в целом.

2. Каждый участник может побывать в роли ведущего группы и провести  занятие на предложенную им тему, чтобы поделиться с другими своими знаниями, навыками и жизненным опытом. Подготовка и проведение «своего» занятия помогает участникам почувствовать большую уверенность в себе, преодолеть стеснительность и тревогу, взять на себя ответственность, раскрыть свои творческие  и организаторские способности. Ведущий  группы всегда оказывает необходимую помощь в подготовке и проведении такого занятия: совместно обсуждается тема, формат проведения занятия, его содержание. Тематика занятий,  подготовленных самостоятельно, была следующей: «Народная мудрость в пословицах и поговорках», «Легенда о Туранской  розе», «Жизнь реки», «Азбука: окна с востока».

 3. В течение года несколько занятий мы  посвящаем просмотру документальных фильмов о красоте природы. Благодаря фильмам «Океаны», «Птицы», «Микрокосмос» стало возможным увлекательное путешествие в фантастический и волшебный мир, окружающей нас природы. Такие фильмы позволяют узнать новое  и интересное, обсудить чувства и переживания, возникшие при их просмотре.

4. Полезный и богатый опыт приобретают участники арттерапевтических занятий от встреч с художником Василием Федоровичем Животяговым.  Такие встречи проходят два-три  раза в год и стали  для нас доброй традицией.

В.С. Животягов состоит в Творческом Союзе художников России, является членом международной федерации деятелей искусств. Он принимал участие в более 80-ти художественных выставках в России и за рубежом. В творчестве художника отчетливо проявляется стремление открыть людям красоту духовного мира, космического пространства, присутствие  Божественного начала. Полотна художника отличает философский смысл, стремление запечатлеть процесс одухотворения материи. Особенно всем участникам этих встреч понравились картины «Сошествие Святого Духа», «Воскрешение», «Мать Вселенная», «Благословение», «Свет Несущие», а также  полотна, посвященные  истории России, воссозданию разрушенных в военные годы, храмов и монастырей. 

В завершение описания методики проведения арттерапии в открытой группе  хотим привести несколько иллюстраций к нашим занятиям.  

Рисуночное упражнение «Мой внутренний целитель» из блока «Внутренние и внешние ресурсы» направлено на помощь в понимании своих внутренних возможностей, развитие уверенности в своих силах, осознании ответственности за свою жизнь.

 «У каждого из нас есть опыт самопомощи, самоподдержки, когда мы сами себе помогли, сделали для себя что-то хорошее, приятное. Наш опыт говорит о том, что у нас есть возможности, чтобы постоять за себя, защитить, улучшить свое настроение и самочувствие. В каждом из нас как бы живет «целитель», который готов прийти к нам на помощь.

Сегодня мы попробуем понять, какой он,  этот «целитель». Изобразите на бумаге вашего внутреннего «целителя», так, как подскажет вам ваше воображение. Это может быть какой-то образ, символ или даже сочетание разных цветов.

Важно  помнить о своем «целителе»  и обращаться к нему, когда это необходимо. Когда вы будете о нем вспоминать о нем, у Вас будет появляться уверенность, спокойствие, легкость, сила. Когда завершите рисунок, можете дать имя своему «целителю».

Завершив задание, участники обсуждали по кругу свои рисунки, делились чувствами и мыслями, возникшими во время создания образа «целителя». В качестве «целителя» кто-то из участников изобразил ангела, кто-то выбрал воина, кто-то фею, а кто-то  большое любящее сердце и солнце.  Участники говорили о  важности самопомощи, наличии практически у каждого внутренних исцеляющих ресурсов, большого запаса способностей, сил и знаний.

Рисуночное упражнение «Опора» из того же блока «Внутренние и внешние ресурсы», что и предыдущее упражнение «Мой внутренний целитель»,  позволяет оценить не только наличие внутренних, но и внешних ресурсов  и форм поддержки. Осознание наличия разных видов «опор» в жизни способствует укреплению уверенность в себе, внутренней защищенности, уменьшению страхов и тревог перед жизнью.

«Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». С чем у вас ассоциируется такое понятие,  как опора? У здания есть фундамент, у растения – корни, для тела опорой является позвоночник. Когда ребенок рождается и растет, он находит опору в своих родителях. Затем количество его опор может увеличиваться, расширяться и меняться. Это друзья, любимое дело, отношения с людьми и т.д.  С возрастом опоры меняются – одни появляются, другие исчезают. Вопрос: «Что укрепляет вас в вашей жизни? На что вы можете опереться в себе самом и во внешнем мире?». Подумайте, об этом.

Во время группового обсуждения рисунков в качестве внешних ресурсов были названы семья, наша организация «Семья и психическое здоровье»,  друзья, спорт, лекарства, любимое дело, книги, музыка, свой собственный внутренний настрой, религия. В процессе занятия участники начинали понимать, как много поддержки можно обнаружить  в окружающем мире и в самом себе. 

Вот еще один пример занятия из тематического блока «Я и мое сообщество». Рисуночное упражнение  «Оркестр» способствует лучшему пониманию себя, развитию навыков взаимодействия, групповой сплоченности, пониманию своего мести и роли в группе и в жизни.

«Давайте представим, что наша группа – это оркестр, состоящий из разных музыкальных инструментов. Подумайте, какой инструмент Вам больше нравится, или какой инструмент напоминает Вам себя, какова Ваша роль в оркестре? Нарисуйте свой инструмент. Подумайте, какой Ваш инструмент по своим свойствам, характеру, звучанию. О чем может рассказать Ваш инструмент и его музыка?».

 После того, как участники нарисовали свои инструменты (это были скрипки, фортепиано, барабан, флейта, гитара, баян и другие инструменты),  ведущий группы предложил участникам, не показывая своего рисунка, рассказать  об особенностях  своего инструмента, о его роли в оркестре.  Остальные участники должны были понять, что это за инструмент. В групповой дискуссии участники  высказывали мнение о том, каких инструментов не хватает в оркестре, звучание каких инструментов нравится больше и почему, кто как себя чувствует в оркестре. Обсуждение продемонстрировало сплоченность членов организации, терпимость по отношению к другим, доброжелательность и доброту.  Получился настоящий «оркестр», в котором каждый участник уникален, его инструмент обладает своим собственным звучание, он хочет, чтобы его слушали и слышали.

 

Ниже приведены две притчи, которые обсуждались на занятиях. Притча «Анютины глазки» показывает, что мы нужны миру такие,  какие мы есть! Каждый из нас является неповторимым и уникальным!  Каждый из нас может быть только самим собой. Когда мы смотрим не на то, чего не достает, а видим то, что есть, ценим это и плодотворно используем, мы можем  стать более счастливыми. Поэтому важно разглядеть свою красоту, возможности и предназначение. Говорят, что самый богатый человек – тот, кто удовлетворен собой и своей жизнью.
 

 Анютины глазки
Один король вышел в свой сад и обнаружил увядающие и гибнущие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что умирает, потому что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король узнал, что она засыхает, так как на ней не рождаются замечательные грозди, как у винограда. А виноград умирал, потому что не мог цвести так, как роза. Затем король посмотрел на анютины глазки. Они были свежими и благоухающими. «Вы всем довольны?» –  спросил он. И цветы ответили: «Мы считали само собой разумеющимся, что, когда Вы сажали нас, Вы хотели видеть здесь именно анютины глазки. Если бы на этом месте Вы захотели увидеть дуб, виноград или розу, Вы посадили бы их. Поэтому мы подумали: поскольку мы не можем быть ничем, а только тем, что мы есть, мы  будем стараться быть этим в меру своих сил». 


Притча «Три сита» учит мудрости и тому, как различать хорошее и плохое, благодатное и вредное, полезное и пустое и сделать правильный выбор. 
 

 Три сита
 К Сократу прибежал человек.

– Слушай, Сократ я должен тебе сказать, что твой друг…

– Подожди-подожди, – перебил его Сократ.

– Просеял ли ты то, что хочешь сказать через три сита?

– Какие?

– Первое это сито правды. То, что ты хочешь сказать, правда?

– Не знаю. Я так слышал.

– А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Ты хочешь мне сказать что-то доброе?

– Не знаю. Наверное, нет.

– Ну, тогда просеем еще через третье сито. Так ли необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел?

– Нет. Необходимости в этом нет.

– А значит, – сказал мудрец, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, оставь это. Не обременяй этим  ни меня, ни себя. 


Приглашаем членов организации на занятия по арттерапии и выражаем каждому самые наилучшие пожелания в виде небольшого рассказа. «Однажды мальчика спросили, как он научился так хорошо кататься на коньках. Он ответил: «После каждого падения я опять вставал на ноги». Вера в себя –  первый секрет успеха. Она приходит по мере того, как Вы падаете и снова поднимаетесь! 

 

Ведущая арттерапии медицинский психолог
Л.М. Алиева