Тренинги по развитию навыков независимой жизни

Главной целью психосоциальной реабилитации является личностный рост пациента, стимуляция его активности,  развитие ответственности за свое социальное поведение. Эта цель достигается посредством развития навыков, приобретения знаний и умений.

Доказано, что выработка или восстановление навыков и умений развивает у людей с тяжелыми психическими расстройствами способности к независимой жизни, помогает решать проблемы, снижает уязвимость к стрессу, и тем самым обеспечивает защиту против обострения психопатологической симптоматики

  В рамках реабилитационной программы профессионалами организации «Семья и психическое здоровье»  разработаны несколько видов тренингов, позволяющих развивать или восстанавливать утраченные навыки. Тренинг – это групповые, интенсивные, краткосрочные обучающие занятия, направленные на формирование, развитие или восстановление нарушенных навыков. При этом, речь идет о выработке не только простых, бытовых навыков, но также более сложных – навыков общения, взаимодействия в обществе, использования стратегий совладания с заболеванием. 

В данном разделе мы знакомим читателей с тремя видами тренингов, которые активно используются в нашей работе и помогают в развитии способности к независимой жизни.
 

I.Тренинг по развитию навыков общения 

Тренинг развития навыков общения или коммуникативных навыков у пациентов, страдающих психическими расстройствами, с 2004 года входит в комплексную реабилитационную программу, которую проводит наша организация.  К настоящему времени, более 100 пациентов приняли участие в этой работе.

Что же такое коммуникация? Коммуникация возникает всегда, когда люди собираются вместе: они передают друг другу информацию о разных событиях, о своих переживаниях и чувствах, с помощью речи или взглядов, выражения лица, позы, интонации голоса.   

В большей или меньшей степени нарушения коммуникации свойственны многим людям, но, как показывают исследования, при хронических психических заболеваниях такие нарушения наиболее выражены. В основе этого лежат разные причины: снижение побуждений к активности и взаимодействию, нарушение способности к распознаванию эмоций и желаний других людей, присутствовавшие до болезни особенности личности.  Главный принцип коррекционной работы – повышение мотивации к приобретению новых знаний и навыков за счет интеллектуальных и волевых усилий человека и развитие познавательных способностей личности. Для этого нашими психологами был разработан специальный тренинг, который проходит в групповом формате.

Целью коммуникативного тренинга является формирование и развитие навыков общения, и приобретение опыта в области межличностного взаимодействия.

В процессе групповой работы, решаются следующие задачи:

ü  развитие мотивации и потребности к общению;

ü  обучение эффективным способам общения;

ü  тренировка навыков конструктивного межличностного взаимодействия;

ü  развитие навыков распознавания невербальных коммуникаций (эмоциональное состояние,  позы собеседника и проч.).

В процессе тренинга также проводится работа по развитию познавательных функций (мышление, речь, память, внимание, умение концентрироваться и проч.), формированию адекватной самооценки, необходимой для эффективного общения. 

Тренинг проводят специалисты, имеющие подготовку в области психологии или психотерапии. Занятия проходятся в виде специальных упражнений и ролевых игр, направленных на последовательное формирование и проработку навыков общения. Участники повышают социальную компетентность через моделирование и разыгрывание реальных жизненных ситуаций. 

Оценка эффективности этого тренинга показала, что участие в нем способствует улучшению у пациентов навыков вербального и невербального общения, формированию социально приемлемых форм поведения. В ходе тренинга снижается напряженность и враждебность  участников, они в большей степени контролируют свои действия, анализируют поведение, чаще задумываются о его последствиях, пытаясь понять, что стало причиной той или иной реакции окружающих. Тренинг снижает уязвимость к стрессу, улучшает социальную и психологическую адаптацию психически больных, способствует обретению уверенности в себе и своих возможностях.

Развитие навыков у пациентов общения – это путь к социальной жизни, насыщенной эмоциями и яркими впечатлениями.
 
II. Тренинг по развитию социально-бытовых навыков

Цель тренинга – улучшение качества жизни психически больных людей посредством восстановления или приобретения и социально-бытовых навыков и умений, необходимых психически больным людям для независимого проживания. Прежде всего, это соблюдение правил личной гигиены, умение делать покупки, готовить пищу, поддерживать в чистоте одежду, квартиру, умение ориентироваться в экстренных ситуациях, оплачивать коммунальные услуги  и прочее.

Занятия проводятся в групповом формате (число участников-пациентов 4-6 человек),  в специально-оборудованном помещении (кухня).  Групповая работа дает возможность конкретному участнику тренинга поделиться существующими проблемами, выработать пути их преодоления,  стремиться к успешному выполнению заданий, соревнуясь с другими и пр.

Структура тренинга: беседы (информация) и освоение практических навыков. Тематика выбирается ведущими в зависимости от потребностей участников, их адаптации. Вся программа тренинга занимает от 2-х до 4-х месяцев, однако его длительность может корректироваться ведущими, исходя из степени усвоения пациентами предлагаемого материала. Длительность занятий не должна превышать 40–50 минут, периодичность 2 занятия в неделю.

      Тематика занятий:

1. Знакомство. Цели и задачи программы. Выработка общих правил.

2. Личная гигиена.

3. Режим дня.

4. Правильное питание.

5. Посуда на кухне. Правила  эксплуатации,  уход за посудой.

6. Плита на кухне. Правила эксплуатации и ухода.

7. Приготовление пищи.

8. Электробезопасность, правила эксплуатации электроприборов.

9. Порядок в квартире.

10.  Уход за одеждой и обувью.

11. Технология стирки.

12. Глажка белья.

13. Распределение денежных средств. Бережливость и экономия.

14. Оплата коммунальных услуг.

15. Правила поведения в общественных местах.

16. Правила поведения в экстренных случаях (пожар, взрыв, проч.).

17. Сборы в дорогу.

18. Прием гостей.

19. Заключительное занятие. Подведение итогов.

Практические советы персоналу по проведению тренинга, его организации. Первое занятие тренинга во многом определяет успех его проведения в дальнейшем, поэтому очень важно для ведущего установить дружественные, доверительные отношения со всеми его участниками. Важно поддерживать их на протяжении всего периода обучения.

Чрезвычайно важными и эффективными являются совместные походы ведущего занятий и их участников в магазин за покупками, реальные поездки в общественном транспорте и др., поскольку позволяют ведущему понять, как ведут себя участники программы вне тренинга  и скорректировать их действия по мере необходимости.

Существенное значение имеет помещение, в котором проводится тренинг. Желательно, чтобы оно было максимально приближено к домашним условиям и снабжено всем необходимым оборудованием: холодильником, печью СВЧ, электрической плиткой и чайником, гладильной доской и утюгом, посудой и прочими предметами домашнего обихода.

Важным моментом проведения тренинга пациентов является завершающее занятие. Целесообразно провести его в виде заключительного чаепития, приглашения, в случае необходимости, вновь посетить тренинг и др.
 

  III. Тренинг «Уход за своей внешностью» 

Этот тренинг предусмотрен, главным образом, для женщин. Его цель: овладение пациентками, страдающими психическими заболеваниями, основными знаниями о красоте и ежедневном косметическом уходе; формирование навыков ухода за своей внешностью, обучение приготовлению домашней косметики, формирование навыков правильного использования  декоративной косметики. Занятия проводятся в группе, состоящей из 3-4 участниц. Длительность занятий 1 час, курс состоит из пяти занятий.

Тематика и структура занятий представлены ниже.
 

1 занятие. Знакомство с участницами тренинга. Вводная лекция о коже лица. 

Информационная часть занятия:
1. Строение и функции кожи. Эпидермис, дерма, гиподерма.
2.Типы кожи лица. Нормальная кожа. Сухая кожа. Жирная кожа. Смешанная кожа. Их особенности. 

Практическая часть занятия.

1. Определение своего типа кожи.

2. Изготовление скрабов для лица и правила их применения.

Изготовление скраба на основе кефира и манки (3:1).

Изготовление скраба на основе соды и соли (1:1).

3. Технология нанесения тонального крема и румян. 
 

2 занятие. Уход за кожей лица. 

Информационная часть занятия:

1.Повседневный уход за любым типом кожи лица.

2. Очищение и смягчение кожи.

 

Практическая часть занятия.

1. Приготовление масок для лица в домашних условиях.

 Маска для нормальной кожи лица 

 

1 ст. л. творога

1 ч. л. растительного масла

1 ч. л. теплого молока

Все хорошо перемешать, и добавить щепотку соли. Нанести на лицо на 15-20 минут. Затем смыть теплой водой и нанести питательный крем.

Маска для сухой кожи 

 

1 ч. л. сухой горчицы

1 ст. л. растительного масла

 

В сухую смесь добавить кипяченой воды до густоты сметаны. Нанести на кожу лица на 5 минут. После умыться теплой водой и нанести питательный крем.

 
Маска от морщин 

2 яичных желтка

1 ч. л. меда

1 ст. л. овсяной муки

Все перемешать. Нанести на лицо на 15-20 минут. Затем умыться теплой водой и нанести питательный крем.

 б) Технология нанесения косметики на веки.
 

3 занятие. Уход за кожей рук. 

Информационная часть занятия:

1.    Правила ухода за кожей рук

Практическая часть занятия.

1.      Приготовление маски для ухода за кожей рук.
Питательная маска для кожи рук. 

1 желток

1 ст. л. растительного масла

1 ч. л. меда

Все перемешать и втирать в кожу рук. Оставить на 15 минут. Затем смыть теплой водой и нанести на руки питательный крем.

 2. Уход за ногтями. Правила ухода.
Приготовление ванночки для ломких ногтей:

 

В подогретое растительное масло добавить 5 капель лимонного сока, 5 капель витамина А. Опустить руки  в ванночку на 15 минут.

 

 3. Освоение технологии нанесение цветного лака на ногти рук.
 

4 занятие. Уход за волосами и кожей головы. 

Информационная часть занятия: 

1. Правила ухода за волосами.
Красивые и ухоженные волосы всегда привлекают внимание. Здоровые волосы только подарок природы, но также результат правильного и регулярного ухода за ними. Один из самых простых методов ухода за волосами – мытье волос. Важно правильно подобрать шампунь, который подходит именно вашему типу волос. После мытья шампунем нужно нанести на волосы бальзам или кондиционер, что бы волосы были гладкими и хорошо расчесывались.

Одно из основных правил ухода за волосами – нельзя мыть голову слишком горячей водой, это очень портит волосы и может послужить причиной их выпадения. После мытья полезно ополоснуть волосы и кожу головы отваром из крапивы или корней лопуха.

Старайтесь не пользоваться феном часто, а высушивать волосы естественным способом. Сухой и горячий воздух фена пересушивает волосы, и они ставятся ломкими.

При уходе за волосами важно правильно выбрать расческу. Металлические травмируют кожу головы, и волосы ставятся ломкими; при использовании пластмассовых расчесок волосы становятся секущимися. Самый оптимальный вариант –  это деревянные расчески, поскольку они не травмируют волосы и кожу головы. Расчесывать волосы начинают с кончиков, постепенно поднимаясь все выше к корням.

Зимой волосы нужно прятать под шапку, защищая тем самым и кожу головы от переохлаждения.  Летом для защиты волос от палящего солнца стоит одевать панамы, шляпы и косынки. 

Практическая часть занятия 

1. Приготовление масок для волос. 

Кефирная маска (увлажняет и питает сухие волосы) 

Перед мытьем головы нанесите немного подогретого кефира (на водяной бане) на всю длину волос, и держите 30-40 минут. Затем вымойте голову шампунем.

 Медовая маска (питательная) 

2 ст. л. меда

2 ст. л. касторового (или репейного) масла

1 желток

Все перемешать, нанести на волосы и кожу головы. Обмотать волосы теплым полотенцем и  оставить на 30 минут. После смыть теплой водой и промыть волосы шампунем.

 Маска от выпадения волос 

2 ст. л. репейного (или касторового) масла

1 ч.л. коньяка

2 яичных желтка

Все перемешать, подогреть на водяной бане, нанести на волосы, закутать волосы в полотенце  на 1 час. После хорошо промыть волосы шампунем.

5 занятие. Массаж и гимнастика для лица. 

1.Освоение «гимнастики для лица» – упражнений, направленных на активизацию его мимических мышц. Тренировка мышц лба, глаз, губ. Технология нанесения косметики на губы; общий макияж лица.

2. Завершающее чаепитие.