Танцевально-двигательная терапия

Программа по танцевально-двигательной терапии проводится в клубе «Анима» с апреля 2010 г. Программа реализуется под руководством И.В. Бирюковой – заведующей кафедрой танцевально-двигательной психотерапии Института практической психологии и психоанализа, президентом Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ), аккредитованным Американской ассоциацией танцевальной терапии (ADTA) преподавателем-супервизором в области ТДТ. Активное участие в проведении занятий принимают  студенты и выпускники этой кафедры.

Расскажем нашим читателям об этом виде психотерапии и о том, как проходят наши занятия.

В танцевально-двигательной терапии танец рассматривается как базовая форма коммуникации. Танцетерапевты обращаются к целительной силе танца, чтобы способствовать развитию ощущения целостности и формированию психологического комфорта личности. Тело и душа рассматриваются в неразрывном единстве, где одно является отражением другого.

Известно, что в психиатрии танцевально-двигательная терапия стала применяться с 40-50 годов ХХ столетия. Среди основоположников этого направления в психиатрической практике, прежде всего, стоит назвать Мэриан Чейс и Труди Шуп. Оказалось, что для части пациентов танцетерапевтичекие сессии служили толчком восстановления коммуникации с миром через движение, поскольку любое движение несет коммуникативный смыл, оно является отражением личности: ее установок, потребностей, намерений.

М. Чейс считала, что здоровое тело изначально стройно и скоординировано, а нарушения в форме и функциях – это реакция организма на боль или конфликт. Она писала: «Поскольку мышечная деятельность, выражающая эмоции, является основой танца, и поскольку танец – это средство структурирования и организации такой деятельности, можно предположить, что танец мог бы стать мощным средством коммуникации для реинтеграции пациентов с серьезными психическими нарушениями».

Т. Шуп также считала координацию тела необходимым условием для достижения нормального социального взаимодействия. В качестве важного  фактора она выделяла навык ритмической координации.  Она полагала, что это то, чему люди, имеющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться. Труди Шуп писала: «Каждый человек является частью вселенского ритма, и я ни за что не поверю, что найдется хоть кто-то, кто бы выпадал из этого ритма. И все же каждый раз, когда я предлагаю ритмические упражнения, на моих занятиях находится как минимум один участник, который начинает объяснять мне, что он никогда не сможет попасть в ритм. Но как только человек прекращает защищаться от предложенного ритма, я могу раскрыть  его ритмическое пространство…..».

В результате танцетерапевтических сессий, которые проводила  Труди Шуп, большинство пациентов переживали более глубокий и богатый уровень общения, выражая чувства через движение, двигаясь в общем ритме.

Методические особенности проведения танцевально-двигательной терапии в Клубе «Анима».  Танцедвигательные сессии проходят в открытой  группе, что является особенностью работы.  С учетом этого, каждое занятие имеет завершенную форму. Это позволяет новым участникам присоединяться к группе, а постоянным участникам посещать занятия в своем режиме.

Чувство телесной радости – важный компонент работы, так как именно это чувство часто служит основой стрессоустойчивости и позитивного взгляда на себя и на мир. У некоторых участников это является хорошим ресурсом, а для тех участников, у которых  чувство телесной радости не развито, появляется возможность получить этот опыт через синхронное  и ритмическое групповое движение, эмоциональное вовлечение в танец. 

Задачей каждого занятия является создание безопасного принимающего пространства для того, чтобы участники группы научились чувствовать свое тело и взаимодействовать друг с другом через движение. Для этого используется круговая структура, так называемый «Чейсианский круг», который позволяет  участникам группы видеть каждого и присоединяться к движению, брать на себя роль лидера и ведомого, тем самым, улучшать свои коммуникативные навыки.

Занятия состоят из трех частей.

a) Разминка. Проходит в стиле body jazz.

b) Основная импровизационная часть. Она посвящена импровизации и созданию групповой истории с использованием приемов М. Чейс и H. Лабана.  Здесь  используются такие техники ТДТ, как: (а) групповое ритмичное движение – для создания  атмосферы доверия через координацию в ритме; (б) символичное движение, которое позволяет соединять выразительное движение с образами, и через образы выражать эмоции, и (в) зеркальное отражение движения, которое  служит развитию межличностных взаимодействий (как чувствовать себя и быть с другими), дает опыт взаимопонимания и принятия.

c) Завершение. Создание группового движения или танца на заданную тему. Это, либо разучивание группового танца, например, кадрили или, греческого танца, либо создание группового импровизационного танца на темы «Мое имя», «Мое чувство на завершение занятия», «Мой способ сказать  до свидания!» и проч.                                               

Эффективность ТДТ  подтверждена  результатами исследования. Было показано, что танцевальнодвигательные сессии способствуют телесной интеграции участников через  расширение спектра двигательных качеств. Наблюдалось улучшение координации движения, развитие способности к взаимодействию на невербальном уровне, расширение выразительного спектра в невербальном взаимодействии. При социологическом опросе получены высокие показатели удовлетворенности участников данным видом психотерапии.

 

          Литература:

Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, №1-2; http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2747

Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб: Речь, 2004.

Чайклин Ш., Шмайс К.  Подход Чейс в танцевальной терапии// Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, №1 http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2069

Bartenieff I., Lewis D., Body movement: Coping with the environment. NY:  Gordan and Breach, Science Publishers, Inc., 1980

Chaiklin, H. (ed.) Marian Chace: Her Papers. Columbia, MD: ADTA.  1975.

Levy F.J. Dance/Movement therapy. A healing art. USA: The American Alliance for Health, Physical Education, Recreation, and Dance. 1988

Pallaro P., Fischlein-Rupp A. DMT in a psychiatric rehabilitative day treatment setting.// The USA body psychotherapy journal, vol.1, #2, 2002.

Sandel S. The process of individuation in dance-movement therapy with schizophrenic patients// The Arts in psychotherapy, #9, 1982.

Schmais C. Healing process in group dance therapy. //American Journal of Dance Therapy, #8, 1985.

Shoop T., Mitchell,P. Won’t you join the dance? A dancer’s essay into the treatment of psychosis. USA: Mayfield Publishing Co., 1974

Stanton-Jones K. An introduction to dance-movement therapy in psychiatry. L-NY: Routledge. 1992.