Мои впечатления об арттерапии

Евгения Кучина

Хочу поделиться своими впечатлениями от посещения арттерапии. Проводят занятия замечательные, душевные и отзывчивые психологи Лейла Мусафировна Алиева и Екатерина Михайловна Королёва, настоящие профессионалы своего дела. Занятия начинаются с двигательных упражнений, затем идет обсуждение участниками всего самого хорошего, что произошло за неделю. Потом психологический блок – выражение своих эмоций, чувств, переживаний и впечатлений, воспоминаний о тех или иных событиях в виде рисунка или лепки из глины или пластилина и совместное, групповое обсуждение на конкретную тему.

На занятиях мы пытаемся лучше понять свои потребности, желания, стремления, ставим цели на будущее. Занятия позволяют не только «себя показать», но и на «других посмотреть», то есть понять и узнать многое про товарища, раскрыть для себя другого человека с лучшей стороны, изучить его качества, убеждения, стремления, потребности. Заканчиваются занятия обсуждением притчи. Это устное народное творчество, самобытность народа, его традиции, уставы и обычаи. Притчи помогают задуматься над смыслом жизни, о хороших или плохих поступках, действиях, предметах или явлениях.

На занятия приходят интересные люди, или мы смотрим познавательные фильмы. Однажды мы смотрели фильм «Океаны» про красоту и естественность морских глубин и их обитателей. Фильм поразил своей яркостью, реалистичностью, понравился разнообразностью красок и форм.

Мне бы хотелось рассказать о нескольких встречах с художником Василием Федоровичем Животяговым. Василий Федорович показал нам свои работы с пейзажами русской природы, портреты женщин-матерей, изображения Иисуса Христа, Божьей Матери и Святой Троицы. Он рассказывал нам много интересного о своих полотнах. Картины художника наполнены жизнерадостностью, естественностью, любовью к жизни, открытостью к миру.

Мы беседовали с В.Ф. Животяговым о выдающихся художниках – Александре Иванове и его картине «Явление Христа народу», а также о Рафаэле, Микеланджело. Василий Федорович считает, что каждый человек внутренне богат, имеет стержень в виде воли и целеустремленности.

Мне очень нравиться посещать занятия по арттерапии, познавать себя и других, получать возможность увидеть или услышать о чем-то новом, необычном, повстречать интересных людей. Огромное спасибо за эту возможность. Евгения Кучина.

 

Отзыв о встрече с художником В. Ф. Животяговым

Алексей Маников

16 февраля 2011 года состоялась памятная встреча. Василий Федорович Животягов, художник, говорил много о философии, о духовности. Говорил про Христианство в творчестве русского живописца Александра Андреевича Иванова. Иванов родился в семье профессора Петербургской академии художеств. Его мать бежала из Германии по религиозным соображениям. Не хотела связываться с Папой Римским. Александр Андреевич Иванов (1806-1858) был до такой степени талантливым, что в Академии не верили, что он сам рисует. Ему пришлось рисовать на глазах преподавателей, и его взяли учиться. В 1831-1858 г.г. жил и работал в Италии, совершенствуя свое мастерство. Углубленно работал над натурой, добился значительных успехов в области пленэрной живописи. 

Пленэр – это воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и состоянием атмосферы.

Главной темой творчества художника было Христианство. В картине «Явление Христа народу» затронуты философские проблемы, духовное возрождение человечества. Это составляет основу содержания картины. На этой картине изображены Иоанн Креститель, раб, Иисус. Этот «треугольник»  –  история России. Картина не была закончена: осталось множество эпизодов, работа над образами. В Италии А. Иванов пишет картину «Отец благословляет сына на битву с Химерой». На этой картине изображены пожилой отец, сын-богатырь и богатырский конь. Видно, что воин готов биться и победить. На картине «Мария Магдалина и Христос после воскресения» видно, что одетая в тонкую одежду Мария Магдалина искушает Христа. Она влюбилась в него. Но Иисус не поддался, никогда ни с кем не грешил.Картина «Петр и Христос» показывает, что Вера всегда спасала верующих. Иисус говорил, что нельзя переходить в другие религии и брать в руки оружие.

Итак, мы теперь знаем, что творчество Александра Андреевича Иванова было глубоко Христианским. Были у него последователи: Иван Крамской написал картину «Христос в пустыне»; у Петрова-Водкина есть картина «Богородица». Петров-Водкин написал картину «Гражданская  война».
Василий Федорович  показал нам свою картину «Приход ангела в мир».  Потом мы и сами рисовали с Василием Федоровичем ангелов. Почаще бы,  такие встречи!

 

«Как мы  рисовали мандалу».  Из рассказа Елены Щербаковой  «Под знаком дружбы»

……Непонятное чувство покинутости преследует меня  с самого утра. День будто превращается в темный чердак, где только в окно проникает свет. И я из темноты приглядываюсь к этому свету. Он мне нужен. Но он далек от меня. И я нахожусь в темноте и мраке. А как мне хочется, чтобы день для меня был поистине светлым.

«Скорей, скорей, прочь из этих стен к друзьям», – думаю я, собираюсь и уезжаю в клуб.

Меня встречает Лейла с широкой улыбкой, и мне становится легче. Но Лейла серьезна и приглашает на занятие всех ребят, которые пришли в клуб.

– Наше занятие будет непростое, – говорит Лейла, раздав листки бумаги с отпечатанным витиеватым кругом, – мы будем рисовать мандалу.

–А что это такое?

–Я сейчас объясню. Мандала – это сакральный диск, который в Индии рисуют не стенах домов. С ним связывают изменения в судьбе и улучшение самочувствия. Эту методику используют и в арттерапии.

– Этот диск какой-то загадочный.

– Да, и непростой. А вам дается возможность проявить свою фантазию и воображение и разрисовать мандалу.

Мы взяли мелки и карандаши и стали рисовать. Постепенно у каждого на белом листке бумаги стал проявляться разноцветный диск. Лейла увидела, что мы справляемся с заданием и попросила подписать под мандалой предмет, который она напоминает.

Мандалу было рисовать непросто. Она была вся пронизана тонкими витиеватыми сплетениями и узорами,  малейшее отклонение в сторону – и рисунок мог получиться иной, будто в том и была какая-то заколдованность или секрет.

Когда мандалы у всех были завершены, мы стали их рассматривать, расстелив рисунки на полу. Каждый, вложив в творческую работу свою долю фантазии и умения, немного волновался, что же подумают о его мандале другие. Ведь заготовки были у всех одинаковые, а теперь раскрашенные будто сигналили об индивидуальности каждого.

–Какая мандала самая яркая? – спросила Лейла.

–У Володи. Он не стал ее раскрашивать и просто обвел все линии синим фломастером.

–Да, странно. И мандала стала похожа на снежинку.

–Нет, на гжель. Снежинка тоненькая.

–Есть сходство.

–А вот, красная мандала. Почему?

–Это, моя, – сказал Альберт. Мне показалось, что она –  сердце, которое соединяет сосуды.

–Странно. Какое необычное воображение.

–А вот, еще красная мандала с оранжевым оттенком. Это что означает?

–Я представляю мандалу разноцветной розой, – сказала Алина.

–Очень красиво и женственно.

–А вот, разноцветная мандала. В ней много цветов, но она какая-то светлая, что даже не отвращает от себя избытком красок. Это, чья?

–Моя, – сказала я.

–И как она называется?

–Тарелка мира.

– Что-то заманчивое.

–А вот эта мандала разделена синим цветом на две трети. А оставшаяся треть желтая. Что это?

–Это такая планета, – сказала Соня.

–Вот, видите, сколько разных получилось рисунков. Если хотите, возьмите их себе домой, чтобы ваша мандала  поднимала вам настроение.

Уходя с занятия, я снова взглянула на мандалу. Это сказочный цветок, который умеет говорить тайны. Наверно, она сегодня подарила широкий мир, играя картинами природы. И я посмотрела смело вперед себя, думая, что мои желания исполнятся.   
12 сентября 2010 г.