Тренинги для родственников пациентов

Специалисты нашей организации (психологи, психотерапевты)  проводят тренинги не только пациентов, но также для их родственников. Специально для членов семей разработано и внедрено несколько тренингов: по развитию коммуникативных навыков; развитию навыков решения проблем в семье; гармонизации эмоциональной сферы.

Хотим познакомить наших читателей с тренингом по гармонизации эмоциональной сферы. Этот тренинг проводится в нашей организации с 2006 г. Актуальность его разработки и внедрение в практику связаны с тем,  во многих семьях, где есть люди, страдающие психическими расстройствами, часто отмечается чрезмерная эмоциональная вовлеченность в болезнь близкого со стороны родственников. Хотим отметить, что высокий уровень проявления эмоций в семьях бывает и при других хронических заболевания. В научной литературе даже появился термин – выраженные эмоции родственников. Это проявляется в виде критических замечаний в адрес больного человека, проявлений враждебности или гиперопеки.

Было доказано, что высокий уровень эмоциональности родственников пациентов способствует развитию рецидива психического заболевания. В одном из научных исследований было показано, что, если в семьях был высокий уровень эмоциональности, обострение болезни отмечалось в 58% случаев. В  семьях с низким уровнем проявления эмоций обострения регистрировались лишь в 16% таких семей. Теплое, доброжелательное  отношение к больному, адекватное восприятие его болезни и позитивные замечания препятствует возникновению рецидива.

Одна из основных причин высокого уровня проявления эмоций – отсутствие знаний у родственников больных о клинических проявлениях психических заболеваниях, особенностях общения с психически больным человеком, системе организации психиатрической помощи.  Эти знания родственники могут получить на программе психиатрического просвещения. Однако только этой программы многим родственникам бывает недостаточно, поскольку им самим нужна психологическая и психотерапевтическая помощь – ведь жить в семье с психически больным человеком бывает достаточно сложно. Часто члены семьи находятся в стрессе,  испытывают тяжелые переживания, связанные с  болезнью  близкого. Это влияет на их самочувствие, физическое и эмоциональное состояние.  Участвуя в тренинге, можно научиться понимать собственные чувства и чувства близких людей, можно научиться разбираться в своих эмоциях и освоить навыки по управлению ими. 

Наш тренинг, прежде всего, показан следующим лицам:
· родственникам, проживающим с пациентами, у которых рецидивы происходят чаще 1 раза в год;
· родственникам, которые часто обращаются к персоналу психиатрических учреждений с просьбой о помощи или для утешения;
· родственникам, проживающим в семьях с многочисленными конфликтами, с оскорблениями или физическим насилием;
· одиноким родственникам, самостоятельно заботящимся о пациентах. 

Цель тренинга: гармонизация семейных отношений и эмоциональной атмосферы  в семье, повышение стрессоустойчивости родственников пациентов.




 

Задачи тренинга:

· углубление знаний о чувствах и эмоциях;
· получение опыта эмоциональной регуляции, осознавания собственного эмоционального состояния, рефлексии его изменений, поиска и формирования ресурсов его гармонизации;
· развитие способности безоценочного принятия чувств;
· развитие умения выражать эмоции;
· формирование навыков совладания с собственными чувствами, проявлениями агрессии;
· развитие эмпатии;
· развитие навыков коммуникации с пациентом, медицинским и иным персоналом психиатрических учреждений.

 Тренинг объединяет техники различных психотерапевтических подходов (когнитивно-бихевиорального, гуманистического, психодинамического). В процессе тренинга задействованы разные уровни работы с его участниками – информационный, личностный, поведенческий. В программе тренинга соединены мини-лекции, дискуссии, упражнения по отработке навыков, ролевые игры, разбор случаев, сказкотерапия, элементы арттерапии и телесно-ориентированной терапии (в виде специальных упражнений для развития тела), медитации и др.

Тренинг включает 12 – 20 групповых занятий по 1,5 – 2 ч., количество участников в группе от 10 до 15, группа закрытая. Тренинг проводят специалисты, имеющие подготовку в области психологии и психотерапии. 

В конце тренинга его участницам был задан вопрос, в чем состоит приобретенный опыт, и как этот опыт поможет им справляться с трудностями повседневной жизни.  Ниже Вы можете прочитать, как члены группы ответили на этот вопрос.

«Я поняла, что надо всегда «работать» над своими чувствами; надо четко говорить о своих чувствах другим людям, членам семьи, т.к. они могут понимать меня совсем по-другому. Нельзя замыкаться на своей беде, на себе – надо посмотреть по сторонам и увидеть, как много хороших людей вокруг, как много важного и полезного ты можешь получить для облегчения своего состояния. После этого свои проблемы могут показаться меньшими. Чем больше я узнаю сейчас, тем лучше мне будет в дальнейшем. Не надо стесняться проявления своих чувств, эмоций. Я поражаюсь тому,  как люди рисуют, как выражают свои чувства. Долой зажимы! Я увидела людей «со стороны» и не устаю удивляться тому, какие все разные и все по-своему интересные, у каждой из нас так много внутри... До занятий в группе эта мысль почему-то меня не посетила». 

«Наиболее важный опыт состоит в тех знаниях, которые я получила на занятиях и от общения с каждым из участников группы». 

«Я получила возможность  узнать больше о том, что интересует; я поняла, что надо учиться всему – рисованию, изготовлению коллажей, умению  релаксироваться; а еще – надо любить всех и вся…».

«Что поможет мне справляться с трудностями повседневной жизни – это умение сорадоваться. Умение сочувствовать, по-моему, отличается от этого чувства».

Предлагаем Вашему вниманию сказки, сочиненные  участницами этого тренинга на одном из занятий. Эти сказки показывают креативность написавших их участниц, кроме этого, сказки обладают значительным психотерапевтическим воздействие, поскольку в них можно найти  решение своих жизненных трудностей и проблем.  

 

 Сказка о том, как зло с радостью тягалось        
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король с королевой. Родились у них две дочери-двойняшки. Назвали их Радость и Злоба. Прошли годы, девочки выросли, их родители умерли, и настала пора наследство делить. У каждой дочери были свои друзья, слуги, словом – свой двор. Радость позвала Веселье, Улыбку. Злоба – Жестокость, Вредность, Ненависть. Радость – Смех, Беспечность, Легкость, Добро. А Злоба отвечает им – Горе, Страх, Слезы, Агрессия, Обида. Перевес сил на ее стороне. Тогда Радость приглашает Успех, Удачу, Победу, Праздник. А в ответ от Злобы – Смерть, Тьма, Страдание, Досада, Болезнь, Боль, Чернота. Радость не сдается – Улыбка, Подарки, Тепло, Свет, Счастье. А Злоба отвечает – Злопамятность, Злорадство, Злюка.

И нет в той войне до сих пор победителя. И много сил нужно Радости, чтобы перевес сил был на ее стороне. Не так легко справиться со Злобой.                                                                                                                      

И.В.К.

 

 Мамина сказка
Однажды ранним летним утром встретились ворчливая Злость и добрая  Радость.

– Доброе утро! – воскликнула Добрая Радость.

– Какое же оно доброе?! – возмутилась Злость, –  на небе ни одного облачка, солнце светит ярко, жарко, и вообще, ничего хорошего.

– Подожди, вчера был дождь – так ты возмущалась, что мокро и сыро. А сегодня солнце – тебе опять плохо.

– Да, действительно, плохо, а что хорошего?

– Вот ребята бегут к реке весёлые, задорные, сейчас будут купаться, потом загорать, играть, – это же здорово! – радостно констатировало Добро.

– Да, они сейчас начнут кричать, смеяться, купаться, а им сидеть  бы молча,  и не высовываться!

– Да, что ты! Детям и молча сидеть! Нет, не бывать этому!

– Это почему? Я вот сейчас возьму и подставлю им подножку, они упадут, разобьют свои коленки и будут плакать. Вот это здорово!  – проворчала Злость.

– Иди-ка ты лучше домой и сама там, сиди тихо и молча. До свидания, надеюсь не скорого. Пока. А я потихоньку присоединюсь к ребятам и порадуюсь вместе с ними солнцу, реке, смеху.

К.В. Г.