Программа психиатрического образования для пациентов

Эту программу мы  проводим с 2004 г. Накопление опыта позволило нам сформировать цели, задачи и методические подходы к проведению программы психиатрического просвещения для пациентов, краткое описание которых приводим ниже.
 

Цель программы:  систематизированное овладение пациентами, страдающими психическими расстройствами, совокупностью знаний в области психиатрии для  формирования приверженности к лечению, развития партнерских отношений с родственниками и профессионалами службы психического здоровья.

Задачи: привитие правильного представления о психическом заболевании, освоение навыков по отслеживанию рецидива болезни, улучшение соблюдения лекарственного режима, понимание важности психосоциальной реабилитации, развитие навыков совладания с болезнью и вызывающими стресс жизненными событиями, дестигматизация, уменьшение социального отчуждения и изоляции, создание естественной сети социальной поддержки,  поиск душевного равновесия через знание и взаимную эмоциональную поддержку, создание для каждого участника атмосферы сопереживания и информированного оптимизма.

Продолжительность программы психообразования пациентов составляет  от 1,5 до 3 месяцев. Мы рекомендуем длительность занятия не превышающую  60 мин. Каждое занятие должно иметь четкую структуру: приветствие (10 мин), выявление запросов участников по теме занятия (10 минут), основная часть (25 – 30  мин), заключительная часть – подведение итогов занятия (10 – 15 мин).

Программа может состоять из нескольких блоков:

1) знания о болезни; 2) навыки управления медикаментозным лечением; 3) стратегии преодоления болезни; 4) внешние ресурсы поддержки.

Блок 1 «Знания о болезни» (3-4 занятия). На занятиях этого блока необходимо остановиться на причинах возникновения психического заболевания, его  течении, симптомах, прогнозе.  Этот блок также предполагает работу над приобретением навыков предотвращения рецидивов. Проинформируйте пациентов о том, что риск и страх рецидива можно сократить, если научиться распознавать наступление рецидива и немедленно принять нужные меры. Проведите работу по составлению индивидуального «почерка рецидива».  Для этой цели можно использовать упражнение с карточками, на которых описаны самые распространённые предвестники рецидива. Техника профилактики рецидивов прорабатывается путём обсуждения на занятии гипотетических индивидуальных сценариев. Рассматриваются потенциальные трудности и совместно с пациентами вырабатываются решения.

Блок 2 «Развитие навыков управления медикаментозным лечением» (3-4 занятия). Основная задача – сформировать у пациентов понимание необходимости медикаментозного лечения. Блок включает следующие элементы работы: ознакомление с основными группами психофармакологических препаратов, механизмом их действия, предоставление знаний о побочных эффектах медикаментозной терапии, обучение отслеживанию этих эффектов, проведение бесед для осознания участниками программы преимуществ антипсихотической терапии, необходимости взаимодействия с врачами и другими специалистами, работу над мотивацией на длительную фармакотерапию. Расскажите на занятиях о научных исследованиях и вашем собственном клиническом опыте, подтверждающем эффективность предлагаемого лечения.

Блок 3 «Стратегии преодоления болезни» (3-4 занятия). Эта часть психообразовательной программы включает методику обучения пациентов способам преодоления болезни, основанную на существующих у пациента стратегиях преодоления. Проведите обсуждение в группе о том, как пациенты справляются с каждым из симптомов. Рассмотрите все «за» и «против» используемой стратегии преодоления. Оцените эффективность этих механизмов преодоления, определите полезные и бесполезные из них, обсудите имеющиеся у пациентов ресурсы преодоления.

Отработка навыков преодоления болезни проводится с использованием повторений, имитаций, психологических игр, домашних заданий. В процессе работы можно последовательно добавлять разные стратегии преодоления. Важно добиться перехода от внешней вербализации к внутреннему скрытому контролю.

Блок 4 «Внешние ресурсы поддержки» (2-3 занятия). Знания, которые пациенты получают в этом разделе, касаются системы организации психиатрической и социальной помощи. Важно ознакомить участников и с другими ресурсами сообщества: общественными организациями, группами поддержки, а также обеспечить их необходимыми адресами. Отдельное занятие целесообразно посвятить основным формам и методам психосоциальной реабилитации и психотерапии.

Примерный базовый  курс     программы психообразования  для пациентов (12 – 16 занятий).
1-е занятие.
Знакомство. Цели и задачи программы. Определение информационного запроса.
2-е занятие.
Психические расстройства, их причины, течение, прогноз. Модель диатез-стресс-уязвимости. Выявление стрессоров.
3-е занятие.
Понятие симптома и синдрома.  Выявление признаков рецидива заболевания (тревожных сигналов). Понятие «почерк рецидива» (т.е. сугубо личной комбинации предвестников рецидива психоза). 
4-е занятие. 
Разработка плана действий в ответ на предвестники рецидива.
5-е занятие.
Нейролептики: основные и побочные эффекты. Правила проведения терапии нейролептиками.
Занятие 6.
Отслеживание побочных эффектов нейролептиков и способы их коррекции.
Занятие 7.
Нейролептики нового поколения: новые возможности и ограничения. Нейролептики пролонгированного действия, их достоинства.
Занятие 8. Антидепрессанты: основные и побочные эффекты, правила проведения терапии антидепрессантами. Антиманиакальные препараты и нормотимики: характеристика и правила применения.
Занятие 9 – 12.
Стратегии преодоления болезни. Освоение полезных способов преодоления болезни.
Занятие 13.
Ознакомление с системой организации психиатрической и социальной помощи.
Занятие 14.
Ресурсы сообщества: общественные организации, группы поддержки. Занятие 15. Психосоциальная реабилитация и психотерапия: формы и методы работы. Занятие 16. Заключительное. Подведение итогов. Мотивирование на дальнейшее участие в тренингах, долговременной психотерапии, работе общественной организации. Расставание.

По результатам исследований после прохождения пациентами курса психообразования у них не только увеличился объем знаний в области психиатрии, но также начали формироваться навыки совладания с болезнью, понимание необходимости лечения и контактов с врачом, и, что очень важно – появилась мотивация к участию в других реабилитационных программах. 

Рекомендуем специалистам ознакомиться с книгой «Модель организации социально-психологической помощи пациентам, страдающим шизофренией: Методические рекомендации/ Т.А. Солохина и  др.» (pdf 1.48mb)