Общий обзор законодательства о психиатрической помощи.
Принудительные меры медицинского характера
М.Б. Алексеева

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» – так гласит статья 41 Конституции Российской Федерации. Это право каждого гражданина России и лица, находящегося на ее территории требует надлежащего законодательного регламента. Главным нормативным актом,  регулирующим данный круг правоотношений на территории Российской Федерации,  являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

При необходимости психиатрической помощи гражданам и в процессе ее оказания пациентам психиатрических и психоневрологических лечебных учреждений возникает особый вид правовых отношений, которые нуждаются, в свою очередь, в специализированном законодательном регулировании.

На протяжении долгих лет, в советское время, деятельность психиатрических учреждений регулировалась исключительно ведомственными инструкциями Минздрава СССР. Эти инструкции не публиковались в прессе для ознакомления с ними широкого круга лиц, интересующихся положением вещей в данной отрасли медицины. Вследствие этого гражданин, который становился пациентом психиатрического или психоневрологического медицинского учреждения, не знал и не мог узнать «правил» по которым будут выстраиваться его отношения с врачом-психиатром, с лечебным учреждением, где он получает медицинскую помощь, и с последствиями, которые могут отложить данные обстоятельства  в плане на социальных аспектов его жизни. Пациент психиатрического или психоневрологического учреждения не имел права знакомиться с содержанием своей истории болезни или амбулаторной карты, свободно выбирать врача и лечебное учреждение, в котором предпочел бы получать психиатрическую помощь, самостоятельно решать вопросы, связанные с выбором альтернативного лечения, а также и отказом от медицинского вмешательства, в случае, когда таким вмешательством является психиатрическая медицинская помощь. Все это породило множество перекосов в психиатрии и кривотолков вокруг нее.

В период перестройки приведенные факторы достигли апогея и стали наносить огромный урон международному престижу нашего государства. Это определило необходимость радикально реформировать отношения между врачом-психиатром и его пациентом,  и, в первую очередь, на законодательном уровне.

В 1987 году была создана межведомственная комиссия для разработки проекта законодательного акта об оказании психиатрической помощи населению нашей страны. Она формировалась из специалистов разных областей, имеющих непосредственное профессиональное отношение к оказанию психиатрической помощи населению. В нее вошли представители Минздрава, правоохранительных ведомств, Института государства и права, ВНИИ судебной  психиатрии им. В.П. Сербского. Результатом  работы этой комиссии явилось Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, которое затем было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 года  и введено в действие  с 1 марта 1988 года. Можно сказать, что этим  документом было положено начало  реформированию отечественной психиатрии, взят курс на  внедрение в работу медицинских учреждений данного профиля правовых механизмов, которыми надежно защищены  права и законные интересы пациентов психиатрических и психоневрологических учреждений.

Однако в процессе применения этого Положения был выявлен ряд недостатков, что требовало более детальной разработки, процессуального подкрепления и, наконец, надлежащей подготовки персонала.

При таком положении возникла необходимость в подготовке нового нормативного акта, регулирующего правовые проблемы в психиатрии, таковым нормативным актом и явился Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 

Коротко остановимся на истории разработки этого закона.

Впервые в истории отечественной психиатрии к работе над законопроектом была привлечена общественность. Проект закона обсуждался  на пленумах  Правления Всесоюзного общества психиатров и на пленуме  Правления Российского общества психиатров, а также  в рамках совещаний главных психиатров. Законопроект был опубликован в прессе, в частности, в «Медицинской газете» и  «Журнале невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова».

Подготовительная работа над законопроектом была начата рабочей группой Верховного Совета  СССР под руководством депутата А.Е. Себенцева и завершена рабочей группой Верховного Совета РСФСР во главе с депутатом Л.И. Коганом.

Необходимо отметить, что в основу данного законопроекта лег проект, предложенный профессором Института государства и права С.В. Бородиным и кандидатом юридических наук С.В. Полубинской, затем над ним работала специально созданная Минздравом рабочая группа, в состав которой вошли психиатры, психологи, юристы  и другие специалисты из различных ведомств и учреждений. Результатом этой деятельности стал Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года № 3185-1, который введен в действие с 1 января 1993 года. Принятием этого закона был завершен период положения психиатрии как «закрытой» отрасли медицины и наступила эпоха ее  вхождения в общее правовое поле.

Рассмотрим подробнее структуру ныне действующего закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Закон состоит из шести разделов.

1. Общие положения.

2. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами.

3. Учреждения и лица, оказывающие  психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов.

4. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания.

5. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи.

6. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи.

Как видим, закон делится на  шесть разделов.

Особого внимания заслуживает преамбула к этому закону, поскольку она  полностью отражает его дух и перспективы развития правоотношений в области оказания психиатрической помощи населению в России.

Преамбула
Признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности;
учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;отмечая, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства;принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,

Российская Федерация в настоящем законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации. 

Нетрудно заметить, какой высокий гуманистический стандарт, никогда ранее не провозглашавшийся в отечественной психиатрии, установлен ныне действующим законом.

Приведем краткое изложение разделов закона.

Раздел 1. Общие положения
Раздел состоит из 15 статей. В нем закреплены принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации, законодательство, которым регулируется порядок  ее оказания, а также основные права лиц, которым эта помощь оказывается. Среди основных прав такие, как добровольность обращения за психиатрической помощью; представительство граждан, которым она оказывается; сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи; согласие на лечение и отказ от такового лица, страдающего психическим расстройством.

Статьей 5 раздела за лицами, страдающими психическими расстройствами, закреплены все права и свободы, предусмотренные для граждан Конституцией Российской Федерации, и допускается ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

Статьей 6  закреплена процедура ограничения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, а также порядок обжалования решения об ограничении этих видов деятельности лицом, в отношении которого оно принято.

Несколько статей этого раздела посвящено врачебной тайне и ее сохранению.

Очень важными являются статьи 4, 11 и 12, которые закрепляют право за пациентом, получающим психиатрическую помощь, на ее добровольность. Это право соответствует и общему принципу оказания любого вида медицинской помощи, закрепленному статьями 30 и лечения  33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Однако частью 4 статьи 11 и частью 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяются исключения из общего правила, когда гражданин не вправе отказаться от  предлагаемой ему психиатрической помощи.

Таким образом, лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при недобровольной (принудительной) госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Подробнее на случаях, когда гражданину может быть оказана психиатрическая помощь, независимо от его желания ее получить, мы остановимся несколько позднее.

Раздел 2. Обеспечение психиатрической помощью и социальная защита  лиц, страдающих психическими расстройствами
Данный раздел состоит из двух статей и определяет виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством, а также  источники финансирования психиатрической помощи в Российской Федерации.

Раздел 3. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов.
Этим разделом закрепляются: общие требования к учреждениям и частнопрактикующим врачам, оказывающим психиатрическую и психоневрологическую помощь; требования, предъявляемые законом к врачу-психиатру  при его допуске к профессиональной деятельности; требования, предъявляемые к другим специалистам и  медицинскому персоналу; полная независимость врача-психиатра при принятии им профессиональных решений; его руководство в своих действиях медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом.

Статьей 20. закреплены права и обязанности  медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи. Обращаем особое внимание читателя на части 2 и 3  этой статьи.

 Часть 2. Установление диагноза психического заболевания, принятия решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.

Часть 3. Заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и законных интересов,  а также для предоставления ему льгот, предусмотренных законом для лиц, страдающих психическими расстройствами. 

Раздел 4. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания

Это самый большой раздел закона. Им регулируются порядок психиатрического освидетельствования в добровольном и недобровольном порядке, определяются виды амбулаторной психиатрической помощи, основания помещения гражданина в психиатрический стационар в добровольном и в недобровольном порядке, основания и порядок помещения в психоневрологические учреждения для социального обеспечения и специального обучения, порядок пребывания  в психиатрическом стационаре и психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения,  в том числе пациентов, не давших добровольного согласия на лечение, порядок защиты прав пациентов и обязанности администрации  и медицинского персонала психиатрических  стационаров и психоневрологических учреждений, а также  ряд других значимых  вопросов, которые вызывают неизменный интерес у граждан, нуждающихся в психиатрической и психоневрологической помощи.

Необходимо отметить, что, пожалуй, самым жизненно необходимым вопросом из обозначенных выше, является порядок  оказания психиатрической помощи лицам в недобровольном порядке (принудительно). Этому вопросу в настоящей лекции будет отведено особое место.

Раздел 5. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи

Деятельность психиатрических и психоневрологических учреждений, а также частнопрактикующих врачей-психиатров должна находиться под постоянным контролем государственных органов и должностных лиц, определенных законом. При этом закон предполагает также создание специальных общественных объединений, которые могут осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан, которым оказывается психиатрическая помощь, определяет в общих чертах круг правомочий таких учреждений и порядок реализации ими своих правомочий.

Представляется, что именно организация надлежащего контроля за деятельностью учреждений и частнопрактикующих врачей,  оказывающих психиатрическую помощь, обеспечит неуклонный профессиональный рост специалистов, качественное улучшение организации бытовых условий содержания пациентов, когда речь идет о стационарном оказании этой помощи, наиболее  полное соблюдение прав и охраняемых законом интересов пациентов, а также медицинских и немедицинских работников, интересы которых также в свою очередь нуждаются в защите.

Раздел 6. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи

 Этим разделом предусмотрено право пациента, которому оказывается психиатрическая помощь в любом возможном виде, обжаловать действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющих их права и законные интересы.

Закон определяет три способа обжалования этих действий:

· непосредственно в суд;
· в вышестоящий орган (вышестоящему лицу);
· прокурору.

Выбор порядка обжалования указанных действий закон оставляет за самим гражданином,  считающим, что при оказании ему психиатрической помощи были нарушены какие-либо его права или охраняемые законом интересы.

Ответственность за нарушение Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливается законодательством Российской Федерации. Следует обратить внимание на строгость установленной законом ответственности вплоть до уголовной.  В частности незаконное помещение гражданина в психиатрический стационар является преступлением, за которое установлена ответственность статьей 128 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, особого освещения заслуживают установленные законом случаи, когда помещение в психиатрический стационар и оказание  психиатрической помощи (лечения) не требуют согласия или одобрения самого пациента или его законного представителя. 

Принудительные меры медицинского характера 

Лечение без согласия пациента или его законного представителя может проводиться в двух случаях, которые установлены статьей 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и частью 4 статьи 11 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»:

1. при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям,  предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации;

2. при недобровольной (принудительной) госпитализации по основаниям,  предусмотренным статьей 29 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В первом случае госпитализация в психиатрическое учреждение, применяющее принудительные меры медицинского характера,  проводится по решению суда. Порядок применения таких мер воздействия определяется разделом  У1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации,  иными законодательными актами. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом следующим лицам, перечень которых установлен в статье        97 Уголовного кодекса Российской Федерации:

1. совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части  Уголовного кодекса,  в состоянии невменяемости;

2. у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

3. совершившим преступление и страдающим  психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

4. совершившим преступление и признанными нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Закон также предусматривает возможность для лиц, перечисленных выше, не представляющих опасности по своему психическому состоянию, передачу судом необходимых материалов органам здравоохранения для решения вопроса об их  лечении или направлении  в психоневрологические учреждения для социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

В случае если больной не представляет непосредственной опасности, органы здравоохранения могут применить к нему какие-либо меры медицинского характера преимущественно с его согласия, то есть добровольно (статьи 11 и  28 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

При этом необходимо отметить, что закон связывает применение  принудительных мер медицинского характера не с наказанием лиц, совершивших данные правонарушения, а с необходимостью улучшения их психического состояния  указанной категории преступников, а также предупреждения совершения ими  новых деяний, предусмотренных  статьями Особенной части Уголовного кодекса.

Статья 99 Уголовного кодекса Российской Федерации  определяет  четыре вида  принудительных мер медицинского характера. Главным принципом применения того или иного вида принудительной меры медицинского характера является принцип необходимости и достаточности этой меры для данного индивидуума в каждом конкретном случае. В соответствии с этим принципом  принудительная мера медицинского характера должна назначаться судом, лишь когда при иными средствами невозможно достижение целей, указанных в статье 98 Уголовного кодекса, а именно невозможно улучшение психического состояния лица, к которому применяются эти меры, а также эффективное  предупреждение совершения им новых деяний, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в Законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лишь одна статья посвящена  вопросу о применении принудительных мер медицинского характера. Это статья 13.

Она устанавливает, что:

· принудительное лечение осуществляется в учреждениях органов здравоохранения;

· лица, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера, пользуются теми же правами, что и другие пациенты медицинских учреждений, получающие  медицинскую помощь на общих основаниях;

· и, наконец, лица, находящиеся в психиатрическом стационаре  с целью применения к ним принудительных мер медицинского характера, признаются  нетрудоспособными  на весь период пребывания в таком стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию и пенсию на общих основаниях.

Следует заметить, что хотя данная статья и закрепляет очень важные аспекты применения к гражданам принудительных мер медицинского характера, однако  такое положение вещей не обеспечивает достаточно четкого  законодательного регламента этого сложного и важного вопроса.

Для внесения большей ясности в его решение  Минздрав СССР издал Приказ от 21 марта 1988 года № 225 «О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи», который в настоящее время действует в редакции Приказа Минздрава РФ от 11 января 1993 года № 6 и Приказов Минздравмедпрома РФ от 12 августа 1994 года № 167 и от 13 февраля 1995 года № 27. Так, утверждена Временная инструкция о порядке  применения принудительных мер медицинского характера  в отношении лиц с психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния, являющаяся Приложением № 18 к названному  приказу. Однако и у этой инструкции есть существенный недостаток: поскольку она была разработана ранее Уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1997 года,  в ней оказалась не отраженной введенная этим кодексом новая принудительная мера – амбулаторное принудительное наблюдение  и лечение у психиатра.

Итак, частью 2 статьи 97 Уголовного кодекса Российской Федерации  обозначено общее основание для применения принудительных мер медицинского характера во всех случаях. Таким основанием является возможность причинения лицами, уже совершившими общественно опасные деяния, существенного вреда кому-нибудь или чему-нибудь  либо опасность для себя и других лиц (часть 2  статьи 97 Уголовного кодекса Российской Федерации).

По сложившейся традиции потенциальную опасность психически больного гражданина принято оценивать по двум параметрам: психическому состоянию и характеру совершенного деяния. Представляется, что выбор принудительной меры медицинского характера определяется теми же критериями.

Более подробного освещения  требует  каждый вид принудительных мер медицинского характера и в первую очередь  амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра

Как было отмечено выше, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра – это принудительная мера медицинского характера, не получившая своего отражения  во Временной инструкции о порядке применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц  с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния.

Введение такой меры имеет целью уменьшить количество психически больных граждан, совершивших общественно опасные деяния, к которым применяются принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения  в психиатрическом стационаре того или иного типа. Эта мера приводится в исполнение амбулаторным психоневрологическим учреждением по месту жительства лица, совершившего общественно опасное деяние.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа

Данный вид принудительной меры медицинского характера  применяется в отношении  лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении и наблюдении, но не требуют интенсивного наблюдения (статья 101 Уголовного кодекса Российской Федерации). Клинико-социальные критерии для направления в психиатрический стационар общего типа (с обычным наблюдением) изложены в пункте 9 Временной инструкции  о порядке применения принудительных и иных мер  медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния.

Следует обратить внимание на различия между психиатрическим стационаром общего типа и психиатрическим стационаром специализированного типа, в котором осуществляются принудительные меры медицинского характера. Различие между этими видами психиатрических стационаров в том, что лица, направляемые  на принудительное лечение в стационары первого типа, содержатся в них вместе с пациентами, поступившими туда на общих основаниях,  и составляют их  незначительную часть. В психиатрических стационарах специализированного типа содержатся только пациенты, поступившие  для применения к ним принудительных мер медицинского характера. Стационары второго типа осуществляют постоянное наблюдение за  находящимися в них  пациентами, что  обеспечивается наличием дополнительного медицинского персонала, предусмотренного штатными нормативами. Кроме того, надлежащее наблюдение обеспечивается  организацией  наружной охраны силами  службы обеспечения  безопасности.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа

Клинико-социальные критерии для помещения гражданина, совершившего общественно опасное деяние, в психиатрический стационар данного типа изложены в пункте 10 Временной инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния. Применяемые  в условиях таких стационаров меры постоянного наблюдения за пациентами обусловлены  высокой степенью опасности совершенных ими общественно опасных деяний, а также высоким риском совершения этими лицами повторных общественно опасных деяний.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре  специализированного  типа с интенсивным наблюдением

Из принудительных мер медицинского характера, эта является «самой жесткой»  и соответственно применяется  к лицам, которые по своему психическому состоянию представляют  наибольшую, особую  опасность для себя и других людей. Применение к ним медицинских мер, а также их содержание требуют постоянного  интенсивного наблюдения. Необходимо отметить, что понятие «особая опасность лица, страдающего психическим расстройством» в законе не раскрыто. Но если опираться на мнение специалистов, в разное время занимавшихся  этой проблемы, под особой опасностью лица, страдающего психическим расстройством, следует понимать высокую вероятность совершения им общественно опасных деяний, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, и систематическое совершение  общественно опасных деяний, несмотря на применявшиеся ранее  принудительные меры медицинского характера. Аналогичным смыслом наполнено это понятие и в пункте 11  Временной инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния.

Порядок применения, изменения и прекращения принудительных мер  медицинского характера регламентируется статьей 103 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно ей,  вопрос о продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского  характера решается судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, в чем бы она ни выражалась, подлежит обязательному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о продлении, изменении или прекращении данной меры  не позднее, чем по истечении 6 месяцев с момента начала лечения. Таким образом, основанием для продления, изменения или прекращения применения принудительных мер медицинского характера является состояние здоровья лица, к которому данная мера применяется. По истечении первых шести месяцев применения к гражданину принудительных мер медицинского характера и продления судом этой меры медицинского характера, продление срока последней осуществляется также в судебном порядке ежегодно. При этом периодичность его комиссионного  освидетельствования сохраняется, не реже одного раза в шесть месяцев (закон не препятствует более частому комиссионному освидетельствованию таких категории пациентов).

Время применения принудительных мер медицинского характера зачитывается в срок наказания  из расчета один день пребывания  в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы в случае излечения лица, у которого  психическое расстройство наступило после совершения им преступления, при назначении наказания или возобновления его исполнения (статья 103 Уголовного кодекса Российской Федерации).

И, наконец, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена одна мера медицинского характера, соединенная с исполнением наказания, которая закреплена частью 2 статьи 99 Уголовного кодекса, – это амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Обязанность применения этой принудительной меры медицинского характера может быть возложена судом на администрацию и медицинскую службу исправительного учреждения. Если же исполнение наказания не связано с лишением свободы, обязанность  применения этой принудительной меры  возлагается на учреждения органов управления здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую или наркологическую помощь. Прекращение  применения данной меры, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание на основании заключения комиссии врачей-психиатров или психиатров-наркологов.

Таковы основания и порядок применения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

Еще раз подчеркнем, что такие меры применяются лишь к лицам, совершившим общественно опасные деяния и привлеченным к уголовной ответственности.