Психиатрическая помощь: история и современное состояние
В.С. Ястребов, Т.А. Солохина
Краткая историческая справка
В 1792 г. произошло знаменательное событие – французский врач Филипп Пинель (1745 – 1826) снял цепи с психически больных. Этот факт продемонстрировал не только возможность, но и необходимость такого же гуманного отношения к людям с психическими расстройствами, как и к страдающим другими болезнями. Русский психиатр Н.Н. Баженов так прокомментировал это событие: «Реформа Пинеля возвела сумасшедшего в ранг больного».
Реформа по устранению мер физического стеснения душевнобольных началась и в других странах Европы. Однако только в первой трети XIX века здесь были открыты психиатрические больницы, которые отличались от мрачных убежищ прошлого и первых учреждений для изоляции душевнобольных – «сумасшедших домов».
Ранний период развития психиатрической помощи в России (первая половина XVIII века) имел ряд особенностей по сравнению с западноевропейскими странами. Призрение душевнобольных (присмотр) осуществлялось главным образом при монастырях. Русский психиатр Ю.В. Каннабих, анализируя этот период, отмечал, что в отличие от государств Западной Европы «…в России меланхолики, схизофреники, параноики могли безнаказно приписывать себе сношение с дьяволом, почти на рискуя быть сожженными на костре».
Уже в 1775 г. в России при губернских управлениях начали открывать первые психиатрические отделения в больницах и строить специальные дома для душевнобольных, получившие название «желтых домов».
Следующий период, на котором следует остановиться, – земский (60-е годы XIX – начало ХХ века), внесший огромный вклад в развитие психиатрической помощи в России. Именно тогда началось строительство психиатрических больниц по типу загородных психиатрических колоний; при этом предпочтение отдавалось павильонной застройке, а не казарменной, помещения дифференцировались в зависимости от категории больных, предпринимались попытки организации труда пациентов в качестве лечебной меры, применялся принцип «нестеснения» как основы больничного режима.
Радикальные изменения всего больничного дела в области психиатрии совершались в России значительно легче, чем на западе. Представители земской медицины, к каковым относились С.С. Корсаков, В.И. Яковенко, В.П. Сербский, Н.Н. Баженов, П.П. Кащенко и многие другие прогрессивные психиатры, заложили основы организации психиатрической помощи, получившие развитие в трудах их последователей.
Психиатрическая клиника при медицинском факультете Московского университета, возглавлявшаяся С.С. Корсаковым, стала образцовым лечебным учреждением, в котором применялись прогрессивные методы ведения больных.
Еще одним видом помощи в это время являлась система семейного патронажа: больного оставляли в своей семье или помещали в другую и обеспечивали не только необходимым лечением, но и денежным пособием от больницы. С.С. Корсаков считал это одной из первых форм внебольничной помощи. Главное, что семейный патронаж способствовал сохранению работоспособности больных, их посильному участию в жизни общества. Важно отметить и то, что из таких семей в жизнь проникали правильные взгляды на душевные болезни, на психически больных, на деятельность психиатрических лечебниц и психиатров.
Однако при всех достоинствах психиатрической помощи в России в начале ХХ века ни число психиатрических учреждений, ни обеспеченность их медицинскими кадрами не удовлетворяли потребностей в ней: один психиатр обслуживал 332 тыс. населения и всего 0,25 психиатрической койки приходилось на 1тыс. населения. Для сравнения приведем показатели для России на настоящий момент: один психиатр обслуживает приблизительно 8,5 тыс. населения и на 1 тыс. приходится 1,2 психиатрической койки.
20-е годы ХХ столетия ознаменовали новый этап в развитии отечественной психиатрической помощи. Большой вклад в ее совершенствование и развитие психиатрии внесли П.Б. Ганнушкин, П.П. Кащенко, Л.А. Прозоров, И.И. Захаров.
Обозначим важные исторические вехи в развитии сети научных и практических учреждений психиатрического профиля.
1918г. – Совет врачебных коллегий принял решение об организации Центральной психиатрической комиссии, которая обеспечивала бы руководство всеми психиатрическими учреждениями в стране. В том же году был создан Ленинградский психиатрический институт увечных воинов, а в Москве открыт отдел детской психиатрии;
1919г.– для каждого района Москвы выделен психиатр, обеспечивавший помощь пациентам по многим направлениям – от непосредственного лечения и направления в больницу до решения таких вопросов, как защита прав больных, оказание им социальной помощи, снабжение продовольствием и одеждой;
1921г. – создан Институт судебной психиатрии им. В.П. Сербского;
1924г. – открыт первый психоневрологический диспансер с целью проведения лечебной, профилактической и консультативной работы;
1930г. – открыт первый дневной стационар;
1936г. – создана скорая психиатрическая служба при Научно-исследовательском институте скорой помощи им. Н.В.Склифосовского (Москва).
Из приведенного краткого исторического обзора видно, как закладывались основы психиатрической службы, существующей сегодня в нашей стране. Принцип исторической преемственности важен для того, чтобы выявить полезные, но забытые знания, полнее оценить настоящее, определить основания для суждений о будущем этого раздела психиатрии.
Современные принципы организации психиатрической помощи
Представим основные принципы организации психиатрической помощи в нашей стране.
1. Дифференцированность – оказание ее разным контингентам больных: детям, подросткам, лицам трудоспособного возраста и старших возрастных групп. Это обеспечивается разнообразием форм помощи для указанных групп пациентов и штата медицинского персонала.
2. Преемственность – функциональная взаимосвязь различных психиатрических учреждений для непрерывного оказания помощи. Этот принцип обеспечивается положениями о деятельности психиатрических учреждений, правилами оформления и движения медицинских документов. Ведущая роль в обеспечении преемственности принадлежит психиатрической участковой службе (диспансерам, кабинетам) и ее взаимодействию с психиатрическими стационарами, экспертными специализированными комиссиями (медико-социальными, военно-врачебными, судебно-психиатрическими), дневными стационарами, лечебно-производственными мастерскими, специализированными участками и цехами на промышленных предприятиях, а также с социальными и образовательными учреждениями, занимающихся проблемами людей с психическими заболеваниями.
3. Ступенчатость – возможность получения психиатрической помощи в зависимости от состояния пациента на разных этапах:
а) в первичном медицинском звене (поликлинике);
б) во внебольничном звене, основными формами которого являются психоневрологические диспансеры и кабинеты;
в) в стационарных учреждениях – психиатрических больницах и психиатрических отделениях;
г) в реабилитационной службе, к которой относятся лечебно-производственные мастерские, специализированные цеха, клубы для пациентов, группы взаимной поддержки, общественные организации потребителей психиатрической помощи и другие учреждения по месту жительства пациентов, где осуществляется психосоциальная реабилитация.
4. Децентрализация – приближение к населению диспансерных отделений, психиатрических и психотерапевтических кабинетов, психиатрических больниц. Это достигается, например, открытием психиатрических отделений для сельского населения при центральных районных больницах, строительством больниц небольшой мощности (не более 600 коек), разукрупнением существующих больниц.
5. Интеграция с общесоматической медициной – организация стационарных отделений для лечения острых состояний в составе многопрофильных больниц, взаимодействие психиатрических кабинетов (диспансерных отделений) с общей внебольничной медицинской сетью. Это способствует сближению психиатрических учреждений с общесоматическими, позволяет значительно увеличить объем диагностической, соматической и консультативной помощи психически больным, которую они недополучают в учреждениях психиатрического профиля.
Перечисленные принципы универсальны и используются в других странах.
В последнее время система психиатрической помощи в России претерпела ряд существенных позитивных изменений. К наиболее важным следует отнести:
· введение законодательных основ деятельности службы и защиты прав пациентов;
· реформирование всей психиатрической службы, включая передачу основных полномочий с федерального на территориальный и местный (учрежденческий) уровни;
· развитие общественно-ориентированной психиатрической службы (служба с опорой на сообщество);
· возможность открытого обсуждения актуальных проблем психиатрии в научной литературе, средствах массовой информации, на встречах представителей общественности с потребителями помощи (пациентами и членами их семей);
· расширение форм специализированной помощи.
· широкое внедрение в практику психотерапевтической и социо- терапевтической помощи;
· внедрение образовательных стандартов по специальностям «психотерапия», «клиническая психология», «социальная работа».
Система организации государственной психиатрической помощи
Пациентам, страдающим психическими расстройствами, и членам их семей важна информация об организации системы оказания психиатрической помощи в нашей стране. Они должны знать об учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, и о тех ее видах, которые могут получить в них. Поэтому в этом разделе мы коротко расскажем о том, как функционирует служба психического здоровья в целом, и представим характеристики основных учреждений. Читатели, предпочитающие получать информацию «в цифрах», смогут ознакомиться со статистическими данными.
Необходимо знать, что психиатрическая помощь оказывается в специализированных учреждениях разных министерств и ведомств, среди которых основными являются Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство образования. Кроме этого, в системе Академии медицинских наук работает Научный центр психического здоровья (НЦПЗ РАМН), являющийся всемирно известным научным учреждением, в рамках которого оказывается и практическая помощь населению Москвы, а также других территорий России.
Для удобства изложения материала представим, что Министерство здравоохранения и социального развития обеспечивает деятельность двух крупных сфер – здравоохранения и социальной защиты, в каждой из которых имеется специализированная сеть учреждений.
В системе здравоохранения создана широкая сеть психиатрических научных и практических учреждений. К ним относятся:
· кафедры психиатрии медицинских вузов, на которых осуществляется подготовка врачей-психиатров и где лица, нуждающиеся в психиатрической помощи, могут получить высококвалифицированную помощь;
· научно-исследовательские институты, ответственные за научные исследования в области психиатрии и оказание высококвалифицированной психиатрической помощи;
· психиатрические территориальные службы (их 89 – по числу областей, автономных республик, краев), в структуру которых, как правило, входят психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры, дневные и ночные стационары.
Кроме того, во многих областях уже созданы и функционируют организационные формы, которые приближают оказание психиатрической помощи к месту проживания населения (т.е., создают основы общественно-ориентированной психиатрической службы). К ним относятся: стационары на дому, кабинеты (отделения, центры) для помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением, «телефоны доверия», центры социально-психологической помощи, логопедические кабинеты, центры патологии речи и нейрореабилитации, психотерапевтические центры и кабинеты, кабинеты семейного врачебно-психологического консультирования, консультации «Брак и семья», общежития для лиц с психическими расстройствами, утративших социальные связи, учреждения по психосоциальной и трудовой реабилитации.
В таблице представлены некоторые статистические сведения о психиатрических учреждениях и кадрах специалистов, работающих в них.
Таблица
Статистическая справка
В России в 2003 г. сеть психиатрических учреждений включала: · 277 психиатрических больниц · 164 752 психиатрические койки · 171 психоневрологический диспансер · 2271 психоневрологический кабинет в поликлиниках, центральных районных больницах и других учреждениях общемедицинской сети · 15 287 мест в дневных стационарах · 17 124 места в лечебно-производственных мастерских · 12 психотерапевтических центров · 1171 психотерапевтический кабинет В психиатрических учреждениях работали: · более 16 тыс. врачей-психиатров, включая психотерапевтов · более 2500 психологов · около 70 тыс. работников среднего медицинского звена · 456 специалистов по социальной работе · 176 социальных работников
|
Основные учреждения, оказывающие психиатрическую помощь в системе здравоохранения
Психоневрологический диспансер (диспансерное отделение, психиатрический кабинет) – это внебольничное учреждение. В диспансере оказываются следующие виды помощи: неотложная психиатрическая, консультативно-диагностическая, лечебная социально-психологическая, реабилитационная, все виды психиатрической экспертизы, включая определение временной нетрудоспособности, социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве, участие в решении опеки, консультирование по правовым вопросам, социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, организация обучения инвалидов и несовершеннолетних с психическими расстройствами, оказание психиатрической помощи при стихийных бедствиях и катастрофах.
Структура психоневрологического диспансера:
· лечебно-диагностические кабинеты (для взрослых, детей, подростков, эпилептологические, психотерапевтические и др.);
· стационар (имеется не всегда);
· дневной или ночной стационар;
· кабинет правовой помощи;
· кабинет социальной помощи;
· лечебно-трудовые мастерские.
Штат диспансера включает участковых врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе и социальных работников, юрисконсульта. Таким образом, при полном укомплектовании штатов можно было бы подойти к комплексному решению проблем пациента и его семьи.
Психиатрическая больница. Современная психиатрическая больница с ее структурой и штатами оказывает широкий спектр медицинских услуг госпитализированным пациентам.
Основными функциями больницы, помимо оказания неотложной психиатрической помощи, является лечебно-консультативная, лечебная, психопрофилактическая, социально-психологическая и реабилитационная помощь. Кроме того, в психиатрической больнице проводятся все виды психиатрической экспертизы, оказываются социально-бытовая помощь пациентам и содействие в их трудоустройстве. Она участвует также в решении вопросов опеки, консультировании по правовым вопросам, в социально-бытовом устройстве инвалидов и престарелых, обучении инвалидов и несовершеннолетних, оказании психиатрической помощи при стихийных бедствиях и катастрофах.
Структура психиатрической больницы:
· приемное отделение;
· лечебные отделения (общепсихиатрические, детские, подростковые, экспертные, судебно-психиатрические, для принудительно лечения, психотуберкулезные, наркологические, лечебно-реабилитационные, реанимационные, инфекционные и др.);
· лечебно-диагностическое отделение, которое состоит из кабинета функциональной диагностики, физиотерапевтического отделения с кабинетом лечебной физкультуры, рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения, клинической, биохимической, цитологической, электроэнцефалографической, патопсихологической лабораторий, кабинетов врачей-консультантов (терапевта, гинеколога, офтальмолога, отоларинголога и др.);
· дневной и ночной стационар;
· вспомогательные отделения и службы (стерилизационная, аптека, диктофонный центр, вычислительный центр и др.);
· управление больницей;
· административно-хозяйственные помещения (пищеблок, прачечная с дезинфекционной камерой, технические мастерские, склады, гараж);
· садово-парковые (включая теплицы и парники) и спортивные сооружения.
Штат медицинского и иного персонала психиатрических больниц представлен в соответствии с ее структурой и включают врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, врачей терапевтов, офтальмологов, отоларингологов, врачей-лаборантов, среднего медицинского персонала и многих других специалистов.
В нашей стране средняя длительность лечения в психиатрических стационарах составляет 75,4 дня. Такой срок не соответствует возможностям и требованиям современной психиатрии. В определенной мере длительное пребывание больных в отечественных стационарах объясняется отсутствием в ряде из них современного диагностического оснащения, а также недостаточным развитием иных форм внебольничной помощи. В США, Великобритании, Италии и других странах продолжительность лечения в стационарах значительно меньше – 2–3 недели.
Дневные и ночные стационары (полустационары) – это переходная форма помощи между психиатрической больницей и диспансером. Полустационары предназначены для лечения больных с обострениями психического состояния или для долечивания тех, кто прошел основной курс лечения в психиатрической больнице и нуждается в постепенной адаптации к жизни в семье, обществе. По объему и интенсивности лечения дневные стационары приближаются к психиатрическим больницам, в них осуществляется ежедневное врачебное наблюдение за пациентами. Проводится трудовая терапия и психосоциальная реабилитация (терапия занятостью, культтерапия, психотерапия и др.).
В дневном стационаре больные получают двухразовое питание, в нем развернуты палаты с кроватями для отдыха.
В ночные стационары в основном поступают больные с нарушениями сна.
Длительность лечения в дневном и ночном стационаре, как правило, не превышает 2–3 месяцев.
Психиатрические врачебные бригады скорой и неотложной помощи и бригады по транспортировке психически больных в зависимости от местных условий входят в структуру станции скорой медицинской помощи, психиатрической больницы или психоневрологического диспансера. Задачами психиатрических бригад является установление показаний к оказанию скорой и неотложной психиатрической помощи во всех случаях, когда психическое состояние пациента требует применения срочных медицинских мер, и оказание этой помощи в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Общежития для лиц с психическими расстройствами создаются при учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, при лечебно-производственных и других государственных предприятиях, использующих труд инвалидов вследствие психических заболеваний. В общежитие направляются пациенты, либо утратившие социальные связи, либо нуждающиеся в изоляции от неблагоприятной среды, либо со сложностями в социальной адаптации. Предполагается, что эти больные при минимальном медицинском наблюдении могут полностью себя обслуживать и работать на обычных или специализированных предприятиях. Расходы на содержание, бесплатное питание, психиатрическую помощь временно не трудоустроенных пациентов предусмотрены в смете учреждения или предприятия, при котором такое общежитие организовано.
Для проживающих в общежитии организуется трехразовое питание. При желании они по согласованию с администрацией могут самостоятельно приобретать продукты и готовить пищу. Лица, создавшие семью, могут проживать в общежитии в отдельной комнате или квартире.
В общежитии создается общественный совет из проживающих в нем для сотрудничества с администрацией.
В штат общежитий входит административный и технический персонал.
Учреждения для лиц с психическими расстройствами в системе социальной защиты населения
Основными учреждениями, предназначенными для лиц с психическими расстройствами в этой системе, являются психоневрологический интернат для взрослых, детский дом-интернат для детей с умственной отсталостью, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью.
Психоневрологический интернат для взрослых – это место постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих хроническими психическими расстройствами и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В его задачи входят материально-бытовое обеспечение и создание для пациентов условий, приближенных к домашним, уход за ними и оказание медицинской помощи, проведение культурно-массовой работы и социально-трудовой реабилитации.
Администрация интерната при необходимости выполняет обязанности опекуна или попечителя в отношении проживающих в нем лиц. Страдающие психическими расстройствами лица могут приниматься на временное проживание в интернате в течение 2 – 6 месяцев.
Структура интерната.
В интернате может быть несколько типов отделений:
· интенсивного ухода – для больных с тяжелыми соматическими и неврологическими расстройствами, глубокой степенью слабоумия, не способных к самообслуживанию и самостоятельному передвижению, и с другими серьезными нарушениями,
· медико-педагогической коррекции – для больных, у которых интеллектуальный дефект сочетается с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, дезорганизацией деятельности и поведения,
· социальной реабилитации – для тех, у кого интеллектуальный дефект не препятствует обучению несложным профессиям, систематическому занятию трудом,
· общежитие.
Для пациентов отделений медико-педагогической коррекции, социальной реабилитации и проживающих в общежитии существуют условия свободного перемещения как внутри интерната, так и за его пределами.
Помимо перечисленных отделений, в структуру интерната входят приемно-карантинное отделение, изолятор, кабинеты врачей и среднего медицинского персонала (процедурный, физиотерапевтический, зубоврачебный, отоларингологический, массажный и др.), лаборатория, аптека.
Реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью является новым типом учреждения социальной защиты. Он может быть и самостоятельным учреждением, реабилитационным подразделением в структуре психоневрологического интерната. Задача его состоит в социальной адаптации, профессиональном и трудовом обучении инвалидов в возраста от 16 до 45 лет, неспособных к самостоятельной жизни в обществе вследствие интеллектуальной недостаточности. Помимо этого, в его функции входит организация культурно-массовой, оздоровительной и спортивной работы с пациентами. Центр занимается трудоустройством прошедших обучение пациентов по месту постоянного проживания через отделы социальной защиты населения.
В реабилитационном центре существуют отделения постоянного, пятидневного и дневного пребывания. Для профессионального и трудового обучения в нем имеются кабинеты, классы, учебно-производственные мастерские.
Анализ условий содержания пациентов в домах-интернатах общего типа и в психоневрологических интернатах показал, что в последних больше возможностей для социально-трудовой реабилитации, в 1,5 раза меньше больных, находящихся на постельном режиме, ниже смертность, до 78% пациентов принимают участие в трудовых процессах.
Учреждения для лиц с психическими расстройствами в системе Министерства образования
К воспитательным и учебно-воспитательным учреждениям системы образования для детей с психическими расстройствами относятся:
· дошкольные учреждения – детские сады и детские дома для детей с умственной отсталостью;
· школьные учреждения – вспомогательные школы-интернаты и общеобразовательные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития;
· специальные учебно-воспитательные учреждения – общеобразовательные школы, профессионально-технические училища, коррекционные общеобразовательные школы и профессионально-технические училища для детей и подростков с задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния.
Таким образом, даже из приведенной короткой информации о системе оказания психиатрической помощи видно, что в настоящее время в нашей стране имеются достаточно широкие возможности для получения этой помощи практически всем группам населения. Актуальными остаются вопросы повышения качества оказываемых услуг во всех психиатрических учреждениях, разработки новых форм помощи для наиболее полного удовлетворения потребностей всех нуждающихся в ней.