26.05.2017

26 мая состоялась наша экскурсия по МЦК

26 мая 2017 г. состоялась наша уникальная экскурсия по всему Московскому центральному кольцу Московской железной дороги.
 
Экскурсовод – историк Лариса Александровна – рассказала нам об истории создании Московской окружной железной дороги, о перестройке ее в Московское центральное кольцо, об особенностях строительства и архитектуры станций, о выдающихся личностях, внесших вклад в историю и развитие станций и прилегающих территорий, о планах на будущее строительство и благоустройство прилегающих территорий.
 
Мы узнали, что Кольцевая железная дорога строилась до 1908 года архитектором П.М. Рашевским. Ее протяженность была 54 км, она включала 14 станций, построенных в стиле московского модерна XX века. Железная дорога изначально осуществляла грузовые и пассажирские перевозки, а с 1934 года – только грузовые. Стоимость эксплуатации и билетов была очень высокой, был период, когда окружная дорога не использовалась вовсе. 
 
В 2016 году на базе перестроенной и достроенной архитекторами Александром Померанцевым и Николаем Марковниковым кольцевой железной дороги были открыты пассажирские перевозки на электричках-ласточках повышенной комфортности. Московское центральное кольцо на сегодняшний день включает 31 станцию. На протяжении МЦК сохранились все 14 зданий вокзалов окружной железной дороги, в них сегодня располагаются транспортные офисы и организации. Новые станции МЦК предусматривают пересадку пассажиров на линии Московского метрополитена и электрички пригородного сообщения. В будущем строительство новых станций метро и железной дороги будет производиться в непосредственной близости к станциям МЦК.
 
Экскурсия всем очень понравилась, мы узнали много интересного о своем родном городе.
 
Евгения Кучина
Июнь 2017 г.
 
 
 
 
Экскурсия по Московскому центральному кольцу
 
26 мая 2017г. в организации «Семья и психическое здоровье» состоялась экскурсия по Московскому Центральному железнодорожному кольцу, организованная Евгенией Кучиной с помощью Музея Москвы.
 
В 12.00 наша группа с экскурсоводом Ларисой Александровной села в комфортабельный электропоезд «Ласточка» на станции МЦК «Деловой Центр» и начала движение против часовой стрелки. В левые окна были видны старые станционные здания Московско-Окружной железной дороги и городские постройки.
 
Своим рождением Окружная дорога была обязана промышленному буму конца XIX – начала XX века. Первым о необходимости строительства Окружной дороги, которая должна была связать все десять основных направлений железных дорог и значительно облегчить грузооборот, заговорил известный предприниматель, железнодорожный магнат Ф.И.Чижов. Он подсчитал, что, если его план осуществится, Москва сможет избавиться от 30 тысяч ломовых извозчиков.
 
Но в то время лишь 5% железных дорог принадлежали государству – остальные находились в частном владении, причем каждая имела свой устав, свои правила перевозок, свои тарифы и свой подвижной состав. В таких условиях строительство Окружной дороги представлялось невозможным. Чтобы решить этот вопрос, правительство стало выкупать железные дороги, и уже к концу XIX века большинство из них перешли в собственность государства.
 
7 ноября 1897 года император Николай II, присутствовавший на Особом правительственном совещании, «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги.
 
 Состоялся конкурс, на который было представлено 13 проектов. Отборочная комиссия признала победителем проект инженера П.И. Рашевского, ставшего впоследствии начальником работ по сооружению Московской окружной железной дороги. Официальная церемония начала работ по постройке Окружной дороги состоялось 3 августа 1903 года.
 
 Помимо кольца были построены 22 однопутные соединительные ветки со всеми магистральными железными дорогами, протяженностью 62,36 версты. Было построено 14 станций, 2 остановочных пункта, 3 телеграфных поста, 72 моста, в том числе 4 через Москва-реку, 30 путепроводов, 185 водопропускных сооружений, 19 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарма для рабочих, 87 сторожевых домов, 30 жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией, 2 дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад, 2 приемных покоя, 2 бани, 14 пакгаузов, 455 стрелочных переводов двух типов. Станции были спроектированы под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой (все они – уникальные образцы московского модерна начала ХХ века). Ряд станционных и жилых строений дороги сооружены по проекту архитектора И.М. Рыбина.
 
Станции создавались по индивидуальным проектам в стиле, свойственном эпохе модерна. Все пассажирские здания располагались внутри кольца, со стороны города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути – с внешней стороны. Отсчёт верст новой железной дороги начинался от точки её пересечения с Николаевской железной дорогой, по часовой стрелке.
 
19 июля 1908 года по Окружной прошел первый поезд. 
 
Строители передали объект управлению Николаевской железной дороги, началась его эксплуатация. В сутки по дороге проходило четыре поезда. Схема движения была такова: поезда выходили с Николаевского вокзала, отправлялись через Московско-Брестскую дорогу на станцию Пресня Окружной дороги.
 
Пассажирское движение наладилось не сразу: управление Николаевской дороги установило слишком высокие цены на билеты, поэтому пассажиропоток был незначительным. 6 октября 1908 года городские власти закрыли перевозку пассажиров. Однако в мае 1909-го тарифную сетку скорректировали, и перевозка пассажиров возобновилась. Дo 1917 года МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий, хотя пассажиров всегда не хватало. В 1916 года Окружную включили в состав Московско-Курской ж.д.
 
К концу 1920-х районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, поэтому в 1934 году она была выделена в самостоятельную железную дорогу и перестала использоваться для перевозки пассажиров.
 
К 1950 г. обнаружился основной недостаток сооружений МОЖД: старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу. Поэтому, когда по городским железным дорогам пустили электрички, Малое кольцо обошли.
 
В 60-е годы прошлого века появилось решение возобновить пассажирские перевозки.
 
По состоянию на 2012 год на Малом кольце было расположено 12 действующих станций, 110 искусственных сооружений, из них 74 путепровода и 6 мостов. Развёрнутая длина всех путей кольца 178,2 км.
 
Экскурсия удалась. Спасибо организаторам.
 
Алексей Маников, 
член Всероссийского общества 
любителей железных дорог